Главная

Полезные ссылки

Женская Латина

Бальные туфли

Обувь для бальных и социальных танцев...
Народная обувь

Народные туфли

Характерная и народная обувь для танцев...

Азербайджанский танец. Руки в азербайджанском народном танце.


ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ТАНЦА


РУКИ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ ТАНЦЕ.
В азербайджанских женских танцах руки являются одним из основных выразительных средств.
Рисунок рук исполнительницы тщательно разработан. Движения обычно бывают мягкие и плавные. Переходы из позиции в позицию, из одного положения в другое обычно выполня­ются медленно, певуче, иногда сопровождаются волнообразным или вращательным дви­жением кистей в один поворот.
Однако некоторым танцам свойственны более быстрые движения рук. Например, для танца «Таракяма» характерен сильный и широкий взмах руками, похожий на взмах крыльев парящей птицы.
Кисти исполнительницы в азербайджанском танце обычно чуть приподняты, ладони на­правлены вниз, пальцы закруглены, иногда средний палец больше других приближен к боль­шому, но не соприкасается с ним.
Характерно для азербайджанских женских танцев легкое, нежное вздрагивание кисти вверх, а также мягкое, нерезкое вращение кистей, чаще «от себя».


Иногда исполнители во время танца вынимают небольшой шелковый платочек (юноша— из-за пояса, девушка — из-за верхней части платья) и в танце обыгрывают его: то взма­хивают им, то забрасывают его на другую руку и т. д. Иногда исполнительница держит в ру­ках два платочка и танцует с ними.
Существуют азербайджанские женские танцы со стаканчиками. Исполнительница, ото­гнув кисти ладонями вверх, ставит на каждую ладонь, как на поднос, по два небольших ста­канчика, в танце она сгибает ладонь, при этом стаканчики, прикасаясь один к другому, мело­дично звенят.

Позиции рук в азербайджанском народном танце.

Исходная позиция.
Обе руки свободно опущены по бокам вниз. У девушек кисти направлены ладонями «к себе», пальцы слегка закруглены. У юношей кисти свободны или чуть приподняты, направ­лены ладонями вниз, пальцами в стороны.
1-я позиция.
Обе руки подняты вперед на уровне груди. У девушек кисти чуть приподняты, направ­лены ладонями вниз, закругленными пальцами вперед, локти слегка присогнуты и направ­лены вниз. У юношей руки вытянуты в локтях, кисти отогнуты, ладони направлены «от себя», пальцы соединены и направлены вверх.


2-я позиция.
Обе руки подняты в стороны чуть ниже уровня плеч. У де­вушек локти присогнуты и направлены вниз, кисти чуть припод­няты и направлены ладонями вниз, закругленными пальцами в стороны. У юношей руки вытянуты в локтях, кисти отогнуты, ладони направлены «от себя», пальцы соединены и направлены вверх.
3-я позиция.
В чистом виде встречается только в женском танце. Обе руки подняты вверх и значительно разведены. Руки присогнуты в локтях, кисти приподняты, ладони направлены в стороны, пальцы закруглены и направлены вверх.



Положения рук в азербайджанском народном танце.

1-е .положение женское).
Правая рука находится чуть ниже 2-й позиции и слегка отведена назад, локоть закруг­лен, кисть направлена ладонью вниз и чуть назад, пальцы закруглены. Левая рука — чуть ниже 3-й позиции, слегка отведена влево, кисть приподнята, ладонь направлена влево, паль­цы закруглены и направлены вверх. Корпус слегка наклонен на правый бок, голова чуть наклонена к правому плечу и повернута влево. Это положение, напоминающее летящую птицу, характерно для женского танца «Таракяма».
В других танцах в этом положении кисть поднятой руки направлена ладонью вперед, корпус прямой, голова приподнята и повернута в сторону той или другой руки.


2 положение (женское).
Одна рука находится перед ^исполнительницей, другая под­нята во 2-ю позицию. В зависимости от сгиба и направления руки, находящейся перед исполнительницей, это положение может быть трех^видов:
а) Одна рука находится в 1-й позиции, другая — во 2-й по­зиции, локти слегка присогнуты и направлены вниз, кисти чуть приподняты, направлены ладонями вниз, пальцы закруглены.
б) Одна рука, согнутая в локте, находится перед грудью исполнительницы, кисть на-< уровне противоположного плеча, локоть опущен. Другая рука — во 2-й позиции. Кисти обеих рук направлены или ладонями вниз, или ладонями вверх, паль­цы закруглены.
в) Одна рука, согнутая в локте, находится перед грудью исполнительницы, локоть опущен вниз, кисть на уровне проти-


воположной щеки, направлена ладонью в сторону, закругленными пальцами вверх. Другая рука находится чуть выше 2-й позиции. Голова повернута в сторону, противоположную поднятым рукам, исполнительница как бы кокетливо от кого-то отвернулась. Корпус или прямой, или слегка наклонен в сторону, противоположную поднятым рукам.
3-е положение (женское).
Обе руки подняты невысоко в стороны и отведены назад, кисти направлены тыльной сто роной вперед.
Руки в этом положении напоминают крылья птицы.


4-е положе ни е (женское). Заворачивание рукава.
Левая рука находится в 1-й позиции, локоть свободен, кисть направлена ладонью вниз и чуть «от себя», пальцы закруглены. Кисть правой руки сверху приближена к ле­вой руке чуть выше запястья, большой и указательный пальцы прикасаются к рукаву, как бы его заворачивая, ладонь направлена вперед, локоть приподнят и направлен впра­во. Голова чуть наклонена к левому плечу, взгляд сопровождает движение кисти правой руки.
Это положение имеет другие варианты: кисть правой руки находится сверху на уровне локтя левой руки или на уровне плеча.
5-е положение (женское).
Кисти рук, направленные ладонями вниз, соединены кончиками средних пальцев под под­бородком исполнительницы, запястья приподняты, согнутые локти направлены в стороны на уровне плеч.
Это положение имеет второй вариант. Кисти в том же положении, но прямые в запястьях, находятся чуть ниже глаз исполнительницы.
6-е положение (женское;.
Одна рука во 2-й позиции, локоть присогнут и направлен вниз, кисть направлена ла­донью в сторону, закругленными пальцами вверх. Другая рука поднята над головой, кисть свободно опущена, закругленные пальцы направлены вниз и находятся на уровне середины лба, как бы придерживая монету от головного убора, свисающую на лоб. Голова повернута в сторону согнутой руки: исполнительница смотрит из-под руки (см. рис. к движению № 11, раздел «Сюзмэ»). <
7-е положение (комбинированное).
Одна рука лежит сбоку на талии, другая находится или в 1-й, или во 2-й позиции. Кисть приподнята, ладонь направлена «от себя». Это положение встречается в мужском танце, а также в танцах пожилых женщин.
8-е положение (мужское).
Обе руки лежат сбоку на талии тыльной стороной кисти. Пальцы направлены назад и слегка вниз, локти в стороны.
9-е положение (мужское).
Кисти обеих рук лежат на поясе, как бы держась спереди за пояс. Согнутые локти направлены в стороны и чуть выдвинуты вперед.
10-е положение (мужское).
Одна рука приложена ладонью к затылку, как бы сдвигая на лоб папаху, локоть направлен в сторону. Другая'рука или во 2-й позиции, но чуть выдвинута вперед, или лежит сзади на талии тыльной стороной кисти.
11-е положение (мужское).
Правая рука проведена вперед и поднята от локтя вверх; кисть находится перед лицом исполнителя, повернута ладонью «к себе», пальцы соединены
и направлены вверх, присогнутыи локоть направлен вниз. Левая рука тыльной стороной кисти приложена снизу к локтю правой руки, как бы ее поддерживая, локоть левой руки от корпуса отведен. В этом положении может выполняться прищелкивание правой рукой.

Положения рук и расположение танцующих в массовых азербайджанских круговых танцах.



12-е положение.
Исполнители стоят рядом, боком друг к другу в круг или в линию. Руки опущены в ис­ходную позицию и соединены мизинцами.
13-е положение.
Исполнители стоят рядом, боком друг к другу, как в предыдущем положении. Руки от локтя подняты до уровня плеч и соединены мизинцами, согнутые локти направлены вниз.
14-е положение.
Исполнители стоят на расстоянии вытянутой руки один от другого, боком друг к другу, в полукруг или в линию. Обе руки каждого исполнителя подняты в стороны на уровне плеч, свободные в локтях, и лежат ладонями на плечах рядом стоящих исполнителей.
15-е положение.
Исполнители стоят рядом, боком друг к другу, в круг или в линию, и держатся спереди за руки, но не с ближайшим исполнителем, а через одного справа и слева, так что руки скрещены.



Движения рук в азербайджанском народном танце.
Движение № 1 (женское). Волнообразное движение рук.
Обе руки находятся в 1-й позиции, локти закруглены и слегка опущены, кисти направлены ладонями вниз, закругленными паль­цами вперед.
Руки слегка переводятся чуть вправо и влево. Кисти мягко, как бы дыша, волнообразным движением дополняют переход рук из сто­роны в сторону. Когда руки от локтя чуть заметно приподнимаются, кисти направляются пальцами вниз. Когда руки от локтя чуть за­метно опускаются, кисти слегка приподнимаются, направляя закру­гленные пальцы вверх.
Движение № 2 (женское). Волнообразное дви­жение одной руки вверх, другой вниз.
Обе руки находятся в 1 -и позиции и одновременно переводятся одна вверх, другая вниз. Когда правая рука опускается, левая


поднимается, и наоборот. Кисти сопровождают переходы рук тем же самым мягким волнообразным движением, как в предыдущем движении № 1, Эго движение рук часто встречается в «сюзмэ».
Движение № 3 (женское). Вращение кистей рук.
В азербайджанском танце вращение кистей делается главным образом «от себя». Исходное положение: руки в 1-й или во 2-й позиции.
Кисти чуть приподняты, направлены ладонями вниз, пальцы закруглены. С началом вращения кисти поднимаются пальцами вверх, направляясь ладонями «от себя», поворачи-


ваются ладонями «к себе», опускаются пальцами «к себе», затем пальцами вниз, поворачи­ваются пальцами «от себя», т. е. возвращаются в исходное положение.
Вращение кистей часто сопровождает переходы рук из одного положения в другое, при­чем выполняется мягко, плавно, без резкости и рывков, с одним поворотом в один или несколько тактов. 
Движение №,4 (женское). Повороты кистей рук ладонями вверхивниз. 
Обе руки подняты или в 1-ю, или во 2-ю позицию, кисти чуть приподняты, ладони на­правлены вниз, пальцы закруглены. На счет «раз» первого такта кисти вместе с рукой пово­рачиваются ладонями вверх. На счет «раз» второго такта кисти с рукой поворачиваются ладонями вниз.
Движение № 5 (женское). Легкое вздрагивание кистей рук.
Руки находятся в 1-й или во 2-й позиции. Кисти чуть заметно вздрагивают, направляя пальцы вверх, запястья вниз.
Выполняется движение нерезко или одновременно двумя руками, или поочередно, то правой, то левой рукой.
Движение № 6 (женское). Взмах [крыльев.
Это движение напоминает взмах крыльев парящей птицы. Обе руки из 1-й или 2-й пози­ции или из какого-нибудь другого положения одновременно резко опускаются вниз, в исход­ную позицию, и сейчас же поднимаются в 1-е положение, т. е. правая рука во 2-ю позицию, левая между 2-й и 3-й позицией.
Корпус вместе со взмахом рук слегка наклоняется на правый бок, чуть выдвигая левое плечо вперед. Голова поворачивается к левому плечу, слегка наклоняясь к правому плечу. Исполнительница как бы выглядывает из-под поднятой руки.
Это движение характерно для женского танца «Таракяма», оно исполняется перед широ­ким ходом по кругу, после «сюзмэ» или «хырдалыка».
Движение № 7 (женское). [Перемена направления рук в о 2-м положении.
Руки находятся в положении № 2в «вправо». Правая рука поднята во 2-ю позицию, ле­вая, согнутая в локте, находится перед грудью исполнительницы, кисть на уровне правой


щеки, ладонь направлена вправо, закругленные пальцы вверх. Голова повернута к левому плечу.
Перемена направления рук занимает два такта.
1-й такт Кисть правой руки приближается к левой, поворачиваясь ладонью «к себе», кисть лёвой руки тоже поворачивается ладонью «к себе» и переводится несколь­ко левей: обе кисти в конце такта находятся перед исполнительницей. 2-й такт Руки с мягким вращательным движением кистей «от себя» в один поворот пере­водятся влево. Левая рука раскрывается влево во 2-ю позицию. Кисть пра­вой руки доводится до уровня левой щеки, направлена ладонью влево, закругленными пальцами вверх, локоть опущен. Голова переводится к пра­вому плечу.
Также выполняется перемена направления рук в положениях № 2а и 26, как справа-влево, так и слева-вправо.
Движение № 8 (мужское). Обыгрывание папахи.
Исходное положение рук: 2-я позиция, кисти отогнуты, направлены ладонями «от себя»,, соединенными пальцами вверх.
Исполнитель поочередно подводит то одну, то другую руку ладонью к затылку, как бы сдвигая папаху. Другая рука при этом чуть выдвигается вперед.
Движение № 9 (мужское). Переводы рук вправо и влево.
Руки через 1-ю позицию переводятся то обе вправо, то обе влево. Исходное положение рук: 1-я позиция. Кисти отогнуты, направлены ладонями «от себя», пальцами вверх.
1-й такт На счет «раз» правая рука, не сгибаясь в локте и не меняя положения кисти, переводится во 2-ю позицию, левая рука, сгибаясь в локте, переводится вправо, кисть направлена ладонью вправо, пальцами вверх. 2-й такт На счет «раз» обе руки по тому же принципу через 1-ю позицию переводятся
влево. Движение характерно для мужского бега (ход № 7).
Движение № 10. «Чиртмэ» — прищелкивание пальцами. 1-й вид
Прищелкивание выполняется средним и большим пальцами, причем средний палец, вначале приложенный к концу большого пальца, соскальзывает с него и ударяется об его основание. Руки (одна или обе) во время прищелкивания могут находиться в 1-й позиции, во 2-й позиции и в разных положениях, а также переходить из одного положения в другое.


2-й вид
Руки, согнутые в локтях, подняты над левым пле­чом. Указательный и средний пальцы правой руки ле­жат на ладони левой руки, придерживаемые четвертым и пятым пальцами левой руки, остальные пальцы пра­вой руки присогнуты. Прищелкивание выполняется, как и в 1-м виде, большим и средним пальцами левой руки.
3-й вид
Обе руки находятся перед исполнителем. Кисть левой руки зажата в кулак и направлена пальцами вправо, тыльной стороной влево. Четыре пальца правой руки ле­жат поверх согнутых пальцев левой руки, большой палец слегка касается снизу основания большого пальца левой руки. Прищелкивание выполняется путем соскальзывания указательного пальца правой руки со среднего пальца правой руки и удара сверху о согнутый указательный палец левой руки.


Движение № 11. «Элчалмаг» — хлопки.
В азербайджанских танцах хлопки бывают трех видов:
1. Хлопки ладонями, кисти прямые, пальцы направлены вперед.
2. Хлопки ладонями, но кисть одной руки кладется поперек кисти другой руки.
3. Хлопки тыльной стороной кисти одной руки о ладонь другой руки, Хлопки 3-го вида иногда сочетаются с прищелкиванием: например, после одного хлопка исполняется одно прищелкивание 1-го вида.

Следующая страница.






Форма входа

Оглавление

Категории раздела

Новости от Пируeт.Инфо [5]
Все новости об изменениях в системе Пирует.Инфо

Наш опрос

Информации о каких танцах должно быть больше?
Всего ответов: 1092

Корзина

Ваша корзина пуста

Календарь

«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Снами сегодня

На сайте:
Сейчас на сайте: 3
Зрителей: 3
Пользователей: 0

Были:
  Rambler's Top100