Главная

Полезные ссылки

Женская Латина

Бальные туфли

Обувь для бальных и социальных танцев...
Народная обувь

Народные туфли

Характерная и народная обувь для танцев...

Грузинский народный танец "Картули”.


ГРУЗИНСКИЙ ТАНЕЦ «КАРТУЛИ»


Танец «Картули» требует от исполнителя творческой инициативы, особенного мастеретва и большой выразительности.
Танец парный, отличается строгостью во взаимоотношениях между исполнителями. 


Юноша беспредельно вежлив по отношению к девушке, не может коснуться не только ее руки, но даже одежды, он имеет право лишь любоваться ею издали. Девушка скромна, и только изредка при взгляде на юношу ее лицо озаряется нежной улыбкой.
В народном исполнении в танце «Картули» пять фигур следующего содержания:
1-я фигура. Выход юноши и приглашение девушки на танец.
2-я фигура. Парный танец девушки и юноши.
3-я фигура. Танец юноши. Девушка стоит на месте.
4-я фигура. Танец девушки.
5-я фигура. Парный танец, заканчивающийся скромным поклоном друг другу.
В каждой фигуре допускается творческая импровизация; рисунок танца может видоизменяться по инициативе исполнителей, главным образом - девушки. Девушка может внезапно менять направление хода, тем самым изменяя рисунок танца, так как юноша должен, не отставая, следовать за ней. Если девушка вздумает делать враще­ние на месте, юноша должен также делать поворот вместе с ней, спиной по ходу вращения.
Построен танец в основном на скользящих движениях: «сада сриала», «укусвла», «гвердзе-свла», «ртула», нескольких видов «гасма» и т. д. Ни прыжков, ни вскакиваний на пальцы у юноши быть не должно. Несмотря на плавность ходов и движений, танец исполняется до­статочно стремительно.
Корпус исполнителей все время подтянут, что придает танцу величественность, под­черкивает благородство движений.
В основу приводимого здесь танца «Картули» взята созданная на народном материале .постановка заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР Д. Л. Джавришвили, музыка Палиашвили из оперы «Абессалом и Этери».
Музыкальный размер: 6/8http://piruet.info/

1-я фигура. Выход юноши и приглашение девушки к танцу. 16 тактов, музыка «а».
1-й—8-й   Юноша выходит из последней кулисы справа и скользит по кругу против движе-такты ния часовой стрелки ходом № 5 - «ртула». Держится юноша с достоинством, кор­пус подтянут, голова приподнята и повернута к правому плечу. Руки поднимаются во 2-ю позицию, затем левая рука подводится к «газырям», правая открыта в сторону (положение № 7).
Обойдя небольшой круг, юноша устремляет взор на девушку, которая, скромно опустив глаза, стоит у первой кулисы слева, и к концу 8-го такта прибли жается к ней.
9-й—10-й        Юноша выполняет на месте движение хода № 3 с правой, затем — с левой ноги. Руки в положении № 7, левая у «газырей».
11-й—12-й      Не спуская глаз с девушки, юноша слегка отходит назад по диагонали на полу­пальцах ходом № 3. Руки в том же положении.
13-й—14-й      Юноша выполняет «гасма» 1-го вида  «сада сриала» с правой, затем с левой ноги. Корпус подтянут, голова чуть приподнята, взгляд устремлен на девушку. Положение рук № 7, левая у «газырей».
15-й такт        Юноша, остановившись около девушки со стороны ее левого плеча, на счет «раз» делает шаг правой ногой вправо.
16-й такт        Юноша подставляет левую ногу к правой ноге по 6-й позиции, опускает руки и кланяется девушке, приглашая ее к танцу.

2-я фигура. Парный танец юноши и девушки. 28 тактов, «б».

1-й—8-й         Девушка необычайно плавно и вместе с тем стремительно двигается по кругу против часовой стрелки ходом № 3 — «сада сриала», начиная с правой ноги. Руки поднимаются в положение № 1: левая рука вверх, правая в сторону, одновре­менно кисти выполняют плавное вращательное движение «от себя» в один поворот. Юноша мгновенно следует за девушкой ходом № 5—«ртула», чуть сзади левого плеча девушки. Руки в положении № 7, левая у «газырей».
9-й—18-й       Девушка, неожиданно повернувшись влево лицом к юноше, продолжает двигаться спиной по кругу ходом № 3—«укусвла». Направление рук меняется: правая поднимается в 3-ю позицию, левая опускается во 2-ю. Юноша следует за девушкой лицом к ней, ход № 5—«ртула». Исполнители, обойдя полный круг, доходят до первой кулисы слева, на то место, где они были в конце 1-й фигуры.

19-й такт       Тремя мелкими шагами на полупальцах: правой, левой и правой ногой, де­вушка поворачивается вправо и останавливается левым плечом к юноше. Руки опускаются в исходную позицию. Юноша выполняет движение хода № 3 — «укусвла» на месте, лицом к девушке.
20-й такт        Девушка кланяется юноше, опуская голову к левому плечу. Юноша останав­ливается перед девушкой со стороны ее левого плеча.
21-й—22-й     Юноша, повернувшись левым плечом к зрителю, отступает спиной от де-такты вушки параллельно авансцене, делая два шага: правой, затем левой ногой (один шаг на такт).
23-й—26-й     Юноша продолжает отходить по авансцене, двигаясь ходом № 3, спиной такты к правым кулисам, лицом к девушке. Руки медленно поднимаются в стороны.
27-й—28-й     Юноша, продолжая отходить к правым кулисам, в благодарность за танец такты кланяется девушке, прикладывая правую руку к сердцу.

3-я фигура. Танец юноши. 28 тактов, музыка «в».
1-й—4-й Юноша, быстро сделав полный поворот на месте влево, двигается против часовой стрелки ходом № 5 - «ртула». В момент поворота руки переходят
в положение № 7: левая подводится к «газырям», правая раскрывается в сторону.
5-й—8-й Юноша, обойдя небольшую дугу, двигается к центру сцены, глядя на девушку,  стараясь ловкостью и мастерством завоевать ее внимание.
9-й—10-й такты      Юноша в центре сцены лицом к девушке делает «гасма» 1-го вида—«сада сриала»"-9-й такт с правой ноги, 10-й такт с левой ноги. Корпус подтянут, голова при­поднята. Руки в положении № 7, правая у «газырей». 
11-й—12-й             Юноша на месте выполняет «гасма» 3-го вида—«сарули».
13-й—16-й             Юноша выполняет «гасма» 2-го вида — «куслура». 
17-й—20-й             Юноша выполняет «гасма» 4-го вида—«гвердула».
21-й—26-й             Юноша движением «гасма» 6-го вида—«чдомила» двигается правым плечом к девушке. Корпус и голова в том же положении. Руки меняются направле­ниями, левая подводится к «газырям», правая открывается в сторону (движе­ние рук № 5).
27-й такт       Юноша около девушки на счет «раз» делает шаг правой ногой вправо. 
28-й такт       Юноша на счет «раз» подставляет левую ногу к правой ноге по 6-й позиции и, опуская руки, кланяется девушке.

4-я фигура. Танец девушки. 40 тактов, музыка «г».
1-й—8-й такты         Девушка вновь плавно и стремительно двигается по кругу против часовой стрелки ходом № 1—«сада сриала». Руки мягко поднимаются: левая вверх, пра­вая в сторону (положение № 1), кисти медленно выполняют вращательное движение «от себя» в один поворот.
9-й—16-й такты       Юноша следует за девушкой ходом № 5—«ртула», находясь с левой стороны от девушки и чуть позади. Он полон внимания и почтительности к девушке. Руки в положении № 7, левая у «газырей». Исполнители вместе проходят от левой кулисы к правой.
Юноша останавливается спиной к правым кулисам, лицом к девушке. Девушка продолжает ход по кругу против часовой стрелки ходом № 1—«сада сриала» и, обойдя полный круг, двигается по авансцене к юноше, который стоит у правой кулисы. Левая рука девушки поднята вверх, правая — в сторону (положение № 1).
17-й—24-й такты     Девушка отходит от юноши спиной параллельно авансцене ходом № 3 в «три удара» с проскальзыванием. Корпус прямой, голова повернута к пра­вому плечу. Руки в положении № 1 медленно меняются направлениями: пра­вая поднимается вверх, левая опускается во 2-ю позицию, одновременно кисти выполняют вращательное движение «от себя» в один поворот.
25-й—32-й такты     Девушка, дойдя до своего первоначального места, т. е. до левого нижнего угла сцены, на месте делает медленный плавный поворот вправо переступаниями на полупальцах по 6-й позиции—«в три удара» («бруни» 1-го вида). С началом пово­рота правая рука, сгибаясь в локте, опускается до уровня груди, левая остается во 2-й позиции (положение рук № 2), кисти мягко и медленно выполняют вра­щательное движение «от себя» в один поворот. Корпус слегка наклоняется на правый бок, голова поворачивается и наклоняется к правому плечу. Глаза во время поворота скромно опущены.
33-й—36-й такты     Девушка боковым ходом № 4—«гвердзесвла» двигается параллельно авансцене к юноше, лицом к зрителю, боком к юноше. Руки выполняют движение № 3, правая поднимается вверх, левая раскрывается в сторону юноши, одновременно кисти делают вращательное движение «к себе» в один поворот. Корпус подтянут, голова поворачивается лицом к юноше. Девушка поднимает глаза, устремляя взор на юношу, нежная улыбка проскальзывает на ее лице. 
37-й—40-й такты     Девушка делает на месте медленный поворот влево переступаниями на полу­пальцах по 6-й позиции-«в три удара» («бруни» 1-го вида). С началом поворота левая рука, сгибаясь в локте, подводится спереди до уровня груди, правая опускается во 2-ю позицию (положение № 2). Кисти мягко и медленно выпол­няют вращательное движение «от себя» в один поворот. Корпус слегка накло­няется на левый бок, голова поворачивается и наклоняется к левому плечу. Закончив поворот, девушка останавливается правым плечом к зрителю, лицом к юноше. Правая рука поднимается вверх, левая открывается в сторону (поло­жение № 1).

5-я фигура. Парный танец. 44 такта, музыка «Д».
1-й—4-й  такты    Девушка спиной отходит от юноши параллельно авансцене к левой кулисе ходом № 3. Руки в положении № 1: правая поднята вверх, левая в сторону. 
5-й—8-й такты     Девушка продолжает двигаться параллельно авансцене, руки в том же поло­жении. Юноша следует за девушкой лицом к ней, левым плечом к зрителю, ходом № 5-«ртула». Руки в положении № 7, левая у «газырей». 
9-й—16-й такты   Девушка тем же ходом № 3, но более медленно продолжает двигаться назад к левым кулисам. Руки в том же положении. Юноша ходом № 3 спиной отхо­дит параллельно авансцене к правым кулисам, не переставая следить за каж­дым движением девушки.
17-й—20-й такты   Девушка внезапно меняет направление движения и стремительно двигается по прямой к юноше ходом № 1 — «сада сриала». Левая рука поднимается вверх, правая раскрывается в сторону (положение № 1).
21-й—24-й такты      Подойдя к юноше на незначительное расстояние, девушка неожиданно меняет направление хода и резко заворачивает по кругу, против часовой стрелки. Левая рука девушки поднята вверх, правая раскрыта в сторону, преграждая юноше путь. Но юноша находчив, он проскальзывает спереди под правую руку девушки и нагоняет ее сзади, со стороны левого плеча (ход№ 5—«ртула»). Оба исполнителя доходят до середины задника сцены.
25-й—27-й такты      Девушка и юноша, начиная с правой ноги, выполняют ходом № 3 парное вращение на месте против часовой стрелки, лицом друг к другу, спиной по ходу вращения. Девушка раскрывает левую руку в сторону и поднимает пра­вую руку вверх, чуть выдвигая локоть вперед, как бы преграждая юноше возможность близко подойти к ней (положение № 36).
28-й такт                На счет «четыре», «пять», «шесть» девушка переступанием на месте делает быстрый поворот влево, поворачиваясь лицом к зрителю, левым плечом в сто­рону правого угла сцены. Правая рука проводится вправо, левая рука, сгибаясь в локте, подводится спереди до уровня груди (положение № 2). Юноша останавливается на месте, позади девушки со стороны ее левого плеча.
29-й—32-й такты        Девушка стремительно двигается по диагонали в направлении правого ниж­него угла сцены ходом № 1—«сада сриала», начиная с правой ноги. Руки в том же положении. Юноша, не отступая, следует за девушкой сзади со стороны левого плеча. Положение рук № 7, левая у «газырей». 
33-й—36-й такты         Девушка меняет направление хода и быстро двигается параллельно авансцене к левой кулисе, правым плечом по ходу движения. Руки плавно меняются на­правлениями: правая рука, сгибаясь в локте, подводится до уровня груди, левая раскрывается в сторону (движение рук № 2). Голова поворачивается вправо, лицом по ходу движения. Девушка как бы старается уйти от юноши. Юноша следует за девушкой ходом № 5—«ртула». Руки меняются направле­ниями: правая подводится к «газырям», левая раскрывается в сторону (дви­жение рук № 5).
37-й—40-й такты         Исполнители дойдя до середины авансцены, меняют направление хода и, по­вернувшись лицом друг к другу, двигаются от зрителя к заднику сцены. Де­вушка идет левым плечом по ходу движения (ход № 1-«сада сриала»), как бы стремясь обмануть юношу и уйти от него. Положение рук № 2, левая рука перед грудью. Юноша, не отставая от девушки, двигается рядом с ней ходом № 5-«ртула», правым плечом по ходу движения. Положение рук № 7, пра­вая рука у «газырей».
Корпус у обоих исполнителей чуть наклонен по ходу движения. Голова девушки повернута к левому плечу. Юноша внимательно следит за каждым шагом девушки.
41-й—43-й          Исполнители тем же ходом двигаются обратно к зрителю, девушка правым, юноша левым плечом вперед. Руки у обоих исполнителей меняются на правле­ниями. У девушки правая рука подводится до уровня груди, левая открывается в сторону (движение рук № 2). У юноши левая подводится к «газырям», правая раскрывается в сторону (движение рук № 5). Корпус обоих исполнителей чуть наклонен в сторону зрителя, т. е. по ходу движения. Голова переводится лицом в сторону зрителя.
44-й такт           На счет «раз» оба исполнителя быстро поворачиваются на месте простыми шагами, девушка вправо, юноша влево, и останавливаются лицом друг к другу. Убедившись, что юноша ловок, что он не уступает ей в танце, девушка признает его мастерство и находчивость: она кланяется юноше, опуская голову. Одно­временно юноша кланяется девушке, благодаря ее за танец. Во время по­клона у обоих исполнителей руки свободно опущены. http://piruet.info/

ГРУЗИНСКИЙ ТАНЕЦ «КАРТУЛИ» СХЕМА







Следующая страница.





Форма входа

Оглавление

Категории раздела

Новости от Пируeт.Инфо [5]
Все новости об изменениях в системе Пирует.Инфо

Наш опрос

Для чего вы пришли на сайт?
Всего ответов: 514

Корзина

Ваша корзина пуста

Календарь

«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Снами сегодня

На сайте:
Сейчас на сайте: 5
Зрителей: 5
Пользователей: 0

Были:
  Rambler's Top100