Главная

Полезные ссылки

Женская Латина

Бальные туфли

Обувь для бальных и социальных танцев...
Народная обувь

Народные туфли

Характерная и народная обувь для танцев...

«Хырдалык» в азербайджанском народном танце.


«Хырдалык»


«Хырдалык» в азербайджанской хореографии называются движения, построенные на мелких шагах или переступаниях, включающие в себя проскальзывания, подскоки и т. д. Исполняются они на месте или с незначительным продвижением вперед и назад, вправо и влево.
                                      
1 От слова «хырда» — мелкий.

Движение № 13. «X ы р д а л ы к». Мелкие боковые шаги и не-реступания одной ногой накрест другой.
Исполнительница, находись лицом к зрителю и не поворачиваюсь, делает три мелких боковых шага, затем три раза переступает одной ногой накрест другой. Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 6/8.
раз           Небольшой боковой шаг правой ногой вправо на низкие полупальцы, колено свободно, носок направлен вперед.
два          Левая нога подставляется к правой ноге на низкие полупальцы по 6-й позиции, колено свободно.
три           Небольшой боковой шаг правой ногой вправо на низкие полупальцы.
четыре     Шаг левой ногой спереди накрест правой ноги на низкие полупальцы, олено свободно, носок направлен вперед. 
пять         Правая нога переступает на месте позади левой ноги на низкие полупальцы,
колено свободно, носок направлен вперед.
шесть       Левая нога, находясь впереди и накрест правой ноги, переступает на месте нзнизкие полупальцы.
Движение продолжается с правой ноги с продвижением вправо; и также может выпол­няться с левой ноги с продвижением влево.
Корпус или подтянут, или наклонен по ходу движения. Руки находятся в положении № 2, направлены в сторону, противоположную ходу движения. Исполнительница, как будто скромно отвернувшись от кого-то, уходит.

Движение № 14. «Хырдалык». Переступания — одна нога накрест другой.
Небольшой шаг одной ногой вперед накрест другой ноги с последующими двумя пересту-паниями на месте. Движение выполняется на низких полупальцах с продвижением вперед.
Исходное положение ног: 6-я позиция.
Музыкальный размер: 6/8
раз      Шаг правой ногой вперед накрест левой ноги на низкие полупальцы, носок направлен вперед, колено свободною 
два     Пауза.
три      Левая нога переступает на месте позади правой ноги на низкие полупальцы.
четыре      Правая нога, находясь впереди накрест левой ноги, переступает на месте на низкие полупальцы.  
( пять, шесть,)  Пауза.

Движение продолжается с другой ноги.
Корпус прямой. Руки находятся во 2-й позиции. Когда движение выполняется с правой ноги, левая рука слегка выдвигается вперед, кисть левой руки дважды рывком приподни­мается, как бы вздрагивая на счет «раз» и на счет «четыре». Голова слегка поворачивается влево, исполнительница смотрит на движение кисти. С началом движения с левой ноги кор­пус, голова и руки меняют направление. Этот «хырдалык» характерен для женского танца «Узундара».

Движение № 15. «Хырдалык я н а» (в сторону) — б о к о в о е движение.
Исполнитель продвигается вправо или влево путем перевода в сторону то пятки, то носка одной и другой ноги.
1-й вид.
Одновременно переводятся в сторону носок одной ноги и пятка другой ноги, причем по­переменно соединяются то носки, то пятки обеих ног.


Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 6/8.
раз      Пятка правой ноги и носок левой ноги, чуть отделяясь от пола, переводятся вправо и опускаются на пол, носки соединяются. Колени свободны. Корпус прямой.
( два, три) - Пауза.
четыри     Носок правой ноги и пятка левой ноги, чуть отделяясь от пола, переводятся вправо и опускаются на пол, пятки соединяются. Колени свободны. Корпус прямой.
( пять, шесть,)  Пауза.
Движение выполняется плавно, спокойно, без подниманий и оседаний. Руки мягко пере­водятся из одного положения в другое.

2-й вид.
Одновременно переводятся в сторону то оба носка, то обе пятки. Исходное положение ног: 6-я позиция, Музыкальный размер: 6/8.


раз      Носки обеих ног, чуть отделяясь от пола, переводятся вправо и спускаются на пол. Колени свободны.
( два, три) - Пауза.
четыре Пятки обеих ног, чуть отделяясь от пола, переводятся вправо и опускаются
на пол. Колени свободны.
( пять, шесть,)  Пауза.
Движение выполняется плавно, с продвижением вправо или влево. Руки могут мягко переходить из одного положения в другое.


Движение № 16. «X ы р д а л ы к» (мужской). Шаги с выбрасыва­нием работающей ноги вперед.

Исполнитель делает три боковых шага, затем выполняет проскальзывание на опорной ноге назад и вперед, одновременно то сгибая, то выбрасывая работающую ногу вперед накрест опорной ноги.
Исходное положение ног: б-я позиция.
Музыкальный размер: 6/8. Движение занимает, два такта.

1-й такт.
раз       Шаг правой ногой вправо, на всю ступню, носок направлен вперед-вправо, колено свободно.
два      Пауза.
три       Шаг левой ногой вправо на всю ступню, носки обеих ног направлены вперед вправо, колени свободны.
четыре        Шаг правой ногой вправо — на всю ступню, слегка приседая, носок направлен вперед-вправо. 
Левая нога поднимается невысоко вперед накрест правой но; к, колено свободно, подъем не вытянут.


2-й такт.

раз           Исполнитель рывком на всей ступне или на полупальцах правой ноги проскаль­зывает назад, выпрямляя колено. Одновременно левая нога, сгибаясь в колене, выворотно приближается стопой спереди к щиколотке опорной ноги, подъем не вытянут.
( два, три) - Пауза.
четыре     Исполнитель рывком проскальзывает на всей ступне правой ноги вперед-вправо, колено слегка сгибается. Одновременно левая нога резко выбрасы­вается вперед накрест правой ноги, подъем не вытянут.
( пять, шесть,)  Пауза.
Движение продолжается с левой ноги; выполняется темпераментно, сильно, четко. Характерно движение рук № 8.


Движение № 17. «X ы р д а л ы к» (мужской). Шаги с двойным выбрасыванием работающей ноги вперед.
Исполнитель делает три боковых шага, после которых дважды подскакивает на опорной ноге, каждый раз выбрасывая работающую ногу вперед накрест опорной ноги.
Исходное положение ног: 6-я позиция. . Музыкальный размер: 6/8. Движение занимает два такта.
1-й такт
раз       Шаг правой ногой вперед-вправо на всю ступню, носок направлен впередвправо, колено свободно.
два      Пауза.
три       Шаг левой ногой вперед-вправо на всю ступню, колено свободно.
четыре Шаг правой ногой вправо на всю ступню, слегка приседая, носок направлен
вперед-вправо. Левая нога поднимается невысоко вперед накрест правой ноги, колено свободно, подъем не вытянут.
пять     Пауза.
шесть    Исполнитель начинает подскок на правой ноге, одновременно сгибая левую ногу и спереди подтягивая стопу к щиколотке опорной ноги.

2-й такт .
раз     Исполнитель с подскока резко опускается на всю ступню правой ноги, слегка приседая. Одновременно левая нога рывком выбрасывается вперед накрест правой ноги, акцентируя движение. Колено вытянуто, подъем не вытянут.
два    Пауза.
три    Исполнитель начинает второй подскок на правой ноге, одновременно сгибая левую ногу и спереди подтягивая стопу к щиколотке опорной ноги.
четыре    Исполнитель с подскока опускается на всю ступню правой ноги, слегка приседая. Одновременно левая нога вторично выбрасывается вперед накрест правой ноги, акцентируя движение.
( пять, шесть,)  Пауза.
Продолжается движение с левой ноги влево. Выполняется энергично, четко, в быстром темпе.


Движение № 18 (мужское). «Гопбанмак» — прыгать.
Исполнитель делает небольшой подскок на одной ноге, одновременно ударяя подушеч­кой стопы другой ноги об пол. Удары выполняются или рядом с опорной ногой по 6-й пози­ции, или спереди накрест опорной ноги, или сзади накрест опорной ноги.
1-й вид. 
Удары работающей ногой рядом с опорной по 6-й позиции. Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 6/8.
затакт и          Исполнитель начинает подскок на левой ноге. Правая нога слегка поднимается вперед и тут же, сгибаясь в колене, подтягивает стопу сбоку к щиколотке левой ноги, подъем не вытянут, носок и колено направлены вперед.
раз                Исполнитель с подскока опускается на низкие полупальцы левой ноги, одновременно резко и с акцентом ударяя подушечкой стопы правой ноги рядом с левой ногой по 6-й позиции. Колени присогнуты и направлены вперед.
два               Пауза.
три                Подскок на полупальцах левой ноги. Правая нога поднимается невысоко вперед, колено свободно, подъем свободен.
четыре          Маленький перескок на низкие полупальцы правой ноги. Левая нога поднимается невысоко вперед, колено свободно, подъем свободен.
пять              Пауза.


шесть            Исполнитель начинает подскок на правой ноге. Левая нога, сгибаясь в колене, приближает стопу к щиколотке правой ноги, как на «затакт». Движение повторяется с другой ноги. Для рук характерна 2-я позиция, кисти отогнуты ладонями «от себя».

2-й вид. Удары спереди накрест опорной ноги. Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 6/8.
затакт и         Начало подскока на левой ноге. Правая нога поднимается вперед слегка на­крест левой ноги.
раз                Исполнитель с подскока опускается на низкие полупальцы левой ноги, одновременно резко и с акцентом ударяя подушечкой стопы правой ноги спереди накрест левой ноги, носки направлены вперед.
два               Пауза.
три               Подскок на полупальцах левой ноги. Правая нога поднимается невысоко вперед, колено свободно, подъем свободен.
четыре         Маленький перескок на низкие полупальцы правой ноги. Левая нога поднимается невысоко вперед. 
пять             Пауза.
шесть          Начало подскока на правой ноге. Левая нога в том же положении.
Движение повторяется с другой ноги. Характерно движение рук № 8. Когда выпол­няется движение с правой ноги, правая рука подводится сзади к затылку, левая раскры­вается в сторону, когда с левой — направление рук меняется.

3-й вид. Удары сзади накрест опорной ноги. Исходное положение ног: 6-я позиция. 
Музыкальный размер: 6/8
затакт и             Начало подскока на левой ноге. Правая нога, сгибаясь в колене, поднимается назад накрест левой ноги.
раз Исполнитель с подскока опускается на низкие полупальцы левой ноги, одновременно резко и с акцентом ударяя подушечкой стопы правой ноги сзади на­крест левой ноги, около пятки.
два           Пауза.


три          Подскок на полупальцах левой ноги. Правая нога поднимается от колена невысоко назад, подъем не вытянут.
четыре    Маленький перескок на низкие полупальцы правой ноги. Левая нога поднимается от колена невысоко назад, подъем не вытянут. 
пять        Пауза.
шесть      Начало подскока на правой ноге. Левая нога в том же положении.
Движение повторяется с другой ноги.

Руки могут находиться во 2-й позиции или в движении № 8.
Подскоки во всех видах — «гопбанмак» — небольшие, легкие. Удар подушечкой стопы акцентирует движение. Исполняется «гопбанмак» живо, четко, отрывисто, на месте, или с продвижением вперед, или в повороте.

Движение ЛЬ 19. Ход с 1-м видом «г о п б а н м а к а».
Исполнитель делает боковые шаги, затем «гопбанмак» 1-го вида поочередно с левой,. затем с правой ноги.
Исходное положение ног: 6-я позиция.
Музыкальный размер: 6/8. Движение занимает шесть тактов.
затакт и      Короткий подскок на низких полупальцах левой ноги. Правая нога отделяется от пола, согнутая в колене, колено направлено вперед.

1-й такт.
раз           Небольшой боковой шаг правой ногой вправо, на всю ступню, носок направлен вперед. Левая нога остается на месте на низких полупальцах.
( два, три) - Пауза.
четыре     Левая нога подставляется к правой ноге на всю ступню по 6-й позиции.
( пять, шесть,)  Пауза.

2-й такт .
раз           Боковой шаг правой ногой вправо на всю ступню. Левг.я нога поднимается не­высоко вперед накрест правой ноги.
( два, три) - Пауза.
четыре     Подскок на правой ноге. Левая нога в том же положении,
пять         Пауза.
шесть      Короткий подскок на правой ноге, как «затакт» к движению «гопбанмак». 1-го вида.

3-й такт «Гопбанмак» 1-го вида с левой ноги.
4-й такт «Гопбанмак» 1-го вида с правой ноги. 
5-й такт    раз      Шаг левой ногой назад на всю ступню.
( два, три) - Пауза.
четыре   Шаг правой ногой назад на всю ступню.
( пять, шесть,)  Пауза.

6-й такт.
раз    Шаг левой ногой назад. Правая нога невысоко поднимается вперед, присогнутая в колене.
( два, три) - Пауза.
четыре     Подскок на левой ноге. Правая нога в том же положении. 
пять         Пауза.
шесть       Короткий подскок на левой ноге, как на «затакт» перед 1-м тактом. Ход продолжается с правой ноги, по кругу или по прямой. Характерен для танца «Яллы».


Движение №20. Сочетание «гопбанмак а» 1-го вида с правой ноги с последующим перескоком на левую ногу.
В движении сочетаются «гопбанмак» 1-го вида с небольшим перескоком на левую ногу и подскоком на ней, во время которых работающая нога то поднимается назад, то выбра­сывается вперед.
Исходное положение ног: 6-я позиция.
Музыкальный размер: 6/8. Движение занимает два такта.
1-й такт.
 «Гопбанмак» 1-го вида с правой ноги.
2-й такт.
раз       Перескок на всю ступню левой ноги, ставя ее спереди накрест правой ноги.
Правая нога, сгибаясь в колене, невысоко поднимается от колена назад.
пять     Пауза.
четыре Подскок на левой ноге. Правая нога выбрасывается вперед, вытягиваясь в колене.
( пять, шесть,)  Пауза.
Движение продолжается с правой ноги. Выполняется энергично, четко, с продвижением по кругу или по прямой.


Следующая страница.






Форма входа

Оглавление

Категории раздела

Новости от Пируeт.Инфо [5]
Все новости об изменениях в системе Пирует.Инфо

Наш опрос

Для чего вы пришли на сайт?
Всего ответов: 514

Корзина

Ваша корзина пуста

Календарь

«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Снами сегодня

На сайте:
Сейчас на сайте: 1
Зрителей: 1
Пользователей: 0

Были:
  Rambler's Top100