Главная

Полезные ссылки

Женская Латина

Бальные туфли

Обувь для бальных и социальных танцев...
Народная обувь

Народные туфли

Характерная и народная обувь для танцев...

Основные ходы и движения на месте в таджикском народном танце.

Основные ходы и движения на месте в таджикском танце.


Большинство ходов таджикского танца не сложно по технике исполнения, но очень своеобразно. Они требуют мастерского исполнения, внутренней собранности танцующего, тонкой отделки. Только поняв стиль таджикского танца, характер и специфику национальной культуры, можно добиться правильного выполнения каждого хода, освоить многообразие оттенков в зависимости ор музыки и характера танца. Особенностью таджикской хореографии являются неожиданные резкие смены ходов и движений, контрастные пере ходы от мягких, плавных движений к движениям резким, жестким.
Ритмическое строение таджикского танца обычно очень сложно, ритмы в нем разнообразны, особенно если танец идет под аккомпанемент «дойры». Такты в 6/8 могут неожиданно сменяться тактами других размеров. Исполнитель четко и музыкально выполняет весь ритмический рисунок музыки, что придает необычайную цельность и законченность танцу. Раскладка ходов и движений в данной книге сделана на 6/8, так как этот ритм наиболее характерен для таджикских танцев.
Движения рук во время хода могут быть различны, в зависимости от содержания и характера танца. При описании хода даются наиболее для него характерные движения рук.


Ход № 1. Основной таджикский ход — с одной ноги, на всю ступню.
На сильную часть такта исполнитель делает небольшой шаг вперед на всю ступню, акцентируя движение, затем подставляет другую ногу на полу пальцы. Исходное положение ног: 6-я позиция.
Музыкальный размер: 6/8.
раз     Маленький шаг правой ногой вперед на всю ступню, акцентируя движение, колено слегка при согнуто. 
два    Пауза.
три    Левая нога, скользя по полу, подставляется на полу пальцы к середине стопы правой ноги, колено при согнуто. 
четыре     Повторяется движение на счет «раз». 
пять         Пауза.
шесть       Повторяется движение на счет «три». Ход выполняется с одной ноги по 6-й позиции. Обе ноги при согнуты в коленях, правая меньше, левая больше.
Этим ходом можно продвигаться по кругу и по прямой вперед, назад, в стороны, поворачиваться на месте и т. д.


Во время хода корпус или прямой, или медленно — в течение двух или трех тактов — поворачивается то правым, то левым плечом вперед.
Корпус подтянут и при шагах не оседает и не поднимается, голова направлена вперед, лицом по ходу движения.
Руки во время хода могут находиться в любом из положений, но наиболее характерны следующие положения рук: у юношей или обе руки находятся в исходной позиции, или правая в исходной позиции, левая в положении № 1, т. е. лежит на талии; у девушек или обе руки находятся в положении № 1, т. е. лежат на талии, или левая лежит на талии, правая находится в 3-й позиции и выполняет над головой вращательное движение кистью «от себя» с каждым шагом правой ноги, или обе руки выполняют движение № 6, сочетающее в себе хлопки в ладоши и вращательное движение кистями.
«раз»

Ход № 2. Основной таджикский ход с продвижением в сторону.
Исполнитель делает маленький боковой шаг одной ногой на всю ступню, акцентируя движение, другая нога подставляется на полу пальцы к середине стопы опорной ноги.
Выполняется ход по 6-й позиции, колени при согнуты.
Исходное положение ног: 6-я позиция.
Музыкальный размер: 6/8.
раз       Небольшой боковой шаг правой ногой вправо с акцентом на всю ступню, носок и колено направлены вперед.


два       Пауза.
три        Левая нога, при согнутая в колене, подставляется на полу пальцы к середине
стопы правой ноги, колено направлено вперед.
четыре  Повторяется движение на счет «раз»,
пять      Пауза.
шесть    Повторяется движение на счет «три».
Движение выполняется все время с одной ноги, причем как с правой, так и с левой ноги можно продвигаться и вправо и влево, по прямой или по кругу, выполнять вращение на месте и т. д. Корпус прямой или слегка наклонен вперед. Характерно движение рук № 8.

Ход № 3. Ход с одной ноги на полу пальцы.
На сильную часть такта исполнитель с ударом ставит одну ногу на полу пальцы по 6-й позиции у носка опорной ноги, акцентируя движение, затем делает опорной ногой шаг впе ред на всю ступню.
Исходное положение ног: 6-я позиция.
Музыкальный размер: 6/8

 
раз     Правая нога с ударом подушечкой сто пы опускается у носка левой ноги по 6-й позиции, колено слегка присогнуто. 
два    Пауза.
три     Небольшой шаг левой ногой вперед на всю ступню, колено свободно. 
четыре   Повторение движения на счет «раз». 
пять       Пауза. 
шесть     Повторение движения на счет «три».
Ход продолжается с той же ноги.
Этим ходом можно двигаться вперед, в сторону и назад, делая шаги по ходу движения.


Ход № 4. Ход с остановкой по 6-й позиции.
После двух шагов вперед на всю ступню исполнитель подставляет свободную ногу к опорной ноге по 6-й позиции и делает полу приседание.
Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 6/8
раз      Небольшой шаг правой ногой вперед на всю ступню, колено свободно. !
два     Пауза. 
три      Небольшой шаг левой ногой вперед на всю ступню, колено свободно.
четыре       Правая нога, акцентируя движение, подставляется на всю ступ ню к левой ноге по 6-й позиции, обе ноги сгибаются в коленях, колени соеди~ нены и направлены вперед.
( пять, шесть)   -  Пауза.
Ход продолжается с той же ноги. Выполняется мягко, с четкой остановкой по 6-й позиции и полуприседанием.
Корпус или прямой, или постепенно поворачивается то правым, то левым плечом вперед по ходу движения, голова поворачивается лицом к направленному вперед плечу.


Руки могут находиться в исходной позиции, в положении № 1, могут выполнять движение № 3 с поворотом корпуса на каждый такт. Ход № 4 может выполняться назад, в этом случае исполнитель делает первый шаг на полу пальцы.

Ход № 5. Ход с остановкой с пятки на всю ступню.
Исполнитель делает два небольших шага вперед: один на всю ступню, другой на пятку, затем опускается на обе ноги по 6-й позиции, слегка приседая. Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 6/8.
раз      Небольшой шаг правой ногой вперед на всю ступню, колено свободно.
два     Пауза.
три      Левая нога ставится на пятку у середины стопы правой ноги, носок поднят вверх.
четыре      Правая нога, свободная в колене, с не вытянутым подъемом, чуть отделяется от пола, и обе ноги с акцентом опускаются на всю ступню по 6-й позиции, колени слегка сгибаются.
Этот ход применяется в мужском и женском танце, но мужчины исполняют его более резко.
Корпус подтянут и может медленно, в несколько тактов, или быстро, в один такт, поворачиваться то правым, то левым плечом по ходу движения. Голова приподнята и поворачивается к тому плечу, которое направлено вперед.
Руки находятся или в исходной позиции, или в 1-м положении, или правая рука в 1-й позиции, левая — в 1-м положении и т. п.


Когда ход сопровождается поворотом корпуса поочередно то одним, то другим плечом вперед за один такт, для рук характерно движение № 4, при котором исполнитель как бы выглядывает из-под поднятых перед собой рук.

Ход № 6. Ход с остановкой после шагов на пятки.
Исполнитель делает небольшой шаг вперед на пятку, подставляет рядом другую ногу также на пятку и опускается с пяток на всю ступню обеих ног по 6-й позиции, слегка приседая.
Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 6/8
раз      Небольшой шаг правой ногой вперед на пятку, носок поднят вверх, колено свободно.
два     Пауза.
три     Левая нога подставляется к правой ноге по 6-й позиции на пятку, носок поднят вверх, колено свободно.
четыре     Обе ноги опускаются с пяток на всю ступню по 6-й позиции, колени резко
сгибаются, направляясь вперед.
(пять ,  шесть) - Пауза.

Ход продолжается с той же или с другой ноги. Корпус подтянут, голова приподнята. Руки находятся или обе в исходной позиции, или одна в 1-й или во 2-й позиции, другая Лежит сбоку на талии и т. д.


Ход № 6 можно выполнять также назад, делая оба шага не на пятку, а на полу пальцы, затем опускаясь с полу пальцев на всю ступню. Шаги небольшие. В мужском танце ход выполняется резче, четче, в женском танце - легче и изящнее.

Ход № 7. Дашнаватский ход.
Исполнитель опускает правую ногу на каблук чуть правее левой ноги, делает левой . ногой шаг вперед на всю ступню; затем подставляет правую ногу к левой ноге, поднимаясь на полу пальцы обеих ног и как бы подтягиваясь вверх. Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 6/8
раз       Правая нога с ударом спускается на каблук, чуть правее левой ноги, носок направлен вперед и поднят вверх, колено свободно.
два      Пауза.
три       Небольшой шаг левой ногой вперед на всю ступню, носок направлен вперед, колено свободно. Правая нога остается на каблуке.
четыре       Правая нога подставляется на полупальцы к середине стопы левой ноги, колено при согнуто и направлено вперед. Одновременно левая нога поднимается на по лупальцы, колено свободно.
пять           Пауза.
шесть         Левая нога, не сдвигаясь с места, опускается с полупальцев на всю ступню, колено свободно. Правая нога остается на полупальцах, колено присогнуто и направлено вперед.
Ход выполняется с одной ноги вперед и назад, пружинно, четко, с горделивой осанкой. Колено опорной ноги все время подтянуто.
Корпус подтянут. Во время хода исполнитель может постепенно поворачивать корпус то правым, то левым плечом вперед, голова приподнята и поворачивается к тому плечу, которое направлено вперед. Руки могут переходить из одного положения в другое. В женском танце первый шаг «дашнаватского» хода на счет «раз» выполняется на всю ступню.

X о д № 8. «Рез».
Женский ход ровными, мелкими, быстрыми шагами по 6-й позиции на низких полупальцах. Колени свободны.
При движении вперед ход выполняется путем переступаний на полупальцах, корпус подтянут. При движении назад ход выполняется путем скольжения на полупальцах.
Когда исполнительница этим движением заканчивает танец, двигаясь спиной от зри теля и уходя за кулисы, она слегка наклоняет корпус вперед и кланяется зрителю.
Кисти рук во время хода «рез» часто выполняют движение «ларзон» 1-го вида.
«Чархи»
В дословном переводе таджикское слово «чарх» означает «прялка». В танцах «чархом» называется вращение исполнителя, выполняемое путем переступаний с ноги на ногу. «Чарх» выполняется слитно, непрерывным движением, без остановок до конца вращения.
Эту непрерывность, слитность движения в «чархе» необходимо иметь в виду при раз боре примеров «чарха». В этих примерах указано не только начало и конец вращения, но и положение корпуса, головы, рук в промежуточные моменты вращения; эти положения следует считать не остановками в движении, а только описанием пути, через который после довательно проходят корпус, голова, руки исполнителя.
«Чархи» можно исполнять, делая одно полное вращение с остановкой в фиксирован ную позу или несколько вращений подряд. «Чархи» сопровождаются своеобразным дви жением рук.
В зависимости от положения корпуса различаются следующие виды «чархсв»:
1) «Чархи» с прямым корпусом.
2) «Чархи» с перегибанием корпуса в пояснице —«чарх-мион» («мион» по-таджикски — поясница).
3) «Чархк» на коленях—«чарх-зону» (зону по-таджикски — колено).

«Ч а р х» № 1. М е д л е н н ы и «чарх» с остановкой.
Исполнитель делает два шага вправо, правой и левой ногой, поворачиваясь спиной к зрителю, затем, вращаясь на месте на полупальцах левой ноги, заканчивает полный пово рот вправо и с третьим шагом правой ногой останавливается лицом к зрителю.
Исходное положение ног: 6-я позиция. Исполнитель стоит лицом к зрителю.
Музыкальный размер: 6/8.
раз       Начиная поворот вправо, исполнитель делает выворотный шаг правой ногой вправо на всю ступню, колено свободно, корпус слегка поворачивается левым плечом к зрителю, голова направлена по ходу движения. 
два      Исполнитель делает левой ногой шаг на всю ступню в том же направлении, поворачиваясь спиной к зрителю. Голова поворачивается к левому плечу. 
три      Исполнитель, заканчивая полный поворот вправо вращением на полупальцах левой ноги, делает шаг правой ногой в том же направлении и останавливается лицом к зрителю. Корпус прямой.
четыре     Левая нога подставляется на всю ступню к правой ноге по 6-й позиции, колени слегка сгибаются. Корпус слегка наклоняется на правый бок, голова поворачивается в сторону зрителя.
(пять, шесть)  -  Пауза.


Движение или повторяется с левой ноги с поворотом в левую сторону, или выполняется несколько раз подряд с одной ноги в одну сторону и заканчивается остановкой в фиксиро ванную позу.
Руки во время «чарха» выполняют движение № 9. Вместе с шагом правой ногой на счет «раз» раскрывается в сторону правая рука, вместе с шагом левой ногой на счет «два»— ле вая рука, на счет «три» — правая рука, на счет «четыре» следует или хлопок в ладоши, или перевод рук в положение № 1, № 2, № 3 и т. д.
Этот же «чарх» может заканчиваться остановкой на одно колено или на оба колена, причем руки переходят в положение № 3, № 5 и т. д.
«Чарх» может быть исполнен более медленно, занимая два такта при музыкальном раз мере 6/8. В этом случае шаги делаются на счет «раз» и «четыре» каждого такта.
«Чарх» № 2. Женский «чарх» на месте.
Исполнительница делает четыре переступания на месте, выполняя вращение на полный круг. «Чарх» вправо начинается с правой ноги, «чарх» влево — с левой. Первое и третье' переступания выполняются на всю ступню, второе и четвертое — на полупальцы.
Женский «чарх» на месте сопровождается своеобразным змеевидным движением рук, при котором то одна, то другая рука вытягивается в сторону зрителя.
Исходное положение ног: 6-я позиция. Испол нительница стоит лицом к зрителю.
Музыкальный размер: 6/8.


раз     Правая нога, чуть отделившись от пола, с акцентом, выворотно опус кается на месте на всю ступню. Резко "повернувшись левым плечом к зрителю, исполнительница начинает вращение вправо. Пятка левой ноги отделяется от пола. Левая рука, акценти руя движение, резко поднимается в сторону зрителя на уровне левого плеча, кисть прямая, ладонь направлена вниз. Правая рука, согнутая в локте, ладонью проводится поверх левой руки от запястья до плеча. Голова повернута к левому плечу, лицом к зрителю.
два    Пауза.
три     Исполнительница подставляет левую ногу на полупальцы к середине стопы правой ноги и вращением на полупальцах левой ноги делает полный поворот вправо. Правая нога, свободная в колене, с невытянутым подъемом, слегка отделяется от пола.
Кисть правой руки проводится под подбородком к правому плечу, пальцы соединены, ладонь направлена вниз. Голова остается возможно дольше лицом к зрителю.
четыре          Исполнительница, закончив вращение, переступает на всю ступню правой ноги, ставя ее около левой ноги, носком к зрителю.
Корпус поворачивается правым плечом к зрителю. Голова поворачивается к правому плечу. Правая рука раскрывается вперед, к зрителю, на уровне правого плеча, локоть разгибается, кисть направлена ладонью вверх, соеди ненными пальцами вперед. Левая рука, сгибаясь в локте, подводится кистью сбоку к локтю правой руки, ладонь направлена вверх, соединенные пальцы вперед.
пять     Пауза.
шесть   Левая нога подставляется на полупальцы к середине стопы правой ноги, колено чуть присогнуто. Правая нога чуть отделяется от пола с невытянутым подъемом, готовясь к повторению движения сначала.
Руки переходят в первоначальное положение, т. е. левая рука вытягивается в сторону зрителя, правая рука начинает сгибаться в локте и поворачиваться ладонью вниз.
С началом следующего такта «чарх» повторяется с той же ноги в ту же сторону. Выпол няется быстро, слитно, не задерживаясь на паузах.
«Чарх» № 2 можно выполнять несколько раз подряд, все время вращаясь на месте; вправо — с правой ноги или влево — с левой ноги. Можно после нескольких вращений вправо тут же начать вращение влево.
Исполнительница должна следить, чтобы голова, направленная вначале к зрителю, иначе говоря, повернутая к левому плечу, возможно дольше задерживалась в этом положении и только в последний момент вращения быстро поворачивалась к правому плечу, лицом к зрителю.

«Ч а р х» № 3. Мужской «чарх» на месте.
Исполнитель делает четыре переступания, выполняя вращение на полный круг. «Чарх» вправо начинается с левой ноги, «чарх» влево — с правой. Первое и третье переступания выполняются на полупальцы, второе и четвертое — на всю ступню.
Исходное положение ног: 6-я позиция. Исполнитель стоит лицом к зрителю. Левая рука поднята вперед на уровне плеча, вытянутая в локте, кисть прямая, направлена ладонью вниз, пальцы соединены. Правая рука, согнутая в локте, поднята к голове, кисть находится у правого виска, ладонь направлена вниз, пальцы соединены, направлены вперед, локоть отведен в сторону.
Музыкальный размер: 6/8.
раз       Исполнитель, начиная вращение влево, с ударом переступает на полупальцы
правой ноги около левой ноги, колено присогнуто и направлено вперед. Левая нога слегка отделяется от пола. Правая рука разгибается в локте и е акцентом проводится ладонью сверху по левой руке, резко вытягиваясь вперед, к зри телю, на уровне плеча. Одновременно левая рука, сгибаясь в локте, проводится тыльной стороной кисти под правой рукой и приближается кистью к подбо родку. Корпус поворачивается правым плечом вперед, голова переводится к правому плечу.
два      Пауза.


три      Исполнитель, повернувшись влево, спиной к зрителю, переступает на всю
ступню левой ноги, ставя ее носком к заднику сцены. Кисть левой руки про водится под подбородком.
четыре       Исполнитель, продолжая вращение, с ударом переступает на полупальцы правой ноги около левой ноги, колено присогнуто. Левая нога отделяется от пола. Корпус поворачивается левым плечом к зрителю, голова поворачивается к левому плечу. Левая рука вытягивается вперед, к зрителю, на уровне левого плеча. Правая рука, сгибаясь в локте, приближает кисть к правому виску, т. е. переходит в исходное положение.
пять        Пауза.
шесть      Исполнитель переступает на всю ступню левой ноги, носок направлен вперед, к зрителю. Полный поворот окончен. Руки в том же положении. «Чарх» повторяется несколько раз подряд с вращением на месте в одну сторону вправо
или влево, выполняется в быстром темпе.
Во время «чарха» № 3 руки могут быть в следующем положении: руки, согнутые в локтях, от локтя подняты вверх, локти направлены в стороны и от корпуса отведены, кисти
зажаты в кулак.


«Ч а р х» № 4. «Ч а р х - м и о н» вращение на месте с перегибанием  в пояснице.
«Чарх-мион» выполняется так же, как женский «чарх» № 2: исполнитель делает четыре переступания на месте, выполняя вращение на полный круг. Но, в отличие от него «чарх-мион» сопровождается перегибанием корпуса в пояснице в сторону зрителя. Переги бание корпуса сохраняется на все время вращения.
Руки в «чарх-мион» выполняют то же самое змеевидное движение, что и в женском «чархе» № 2. Отличие только в том, что рука при наклоне корпуса на левый и правый бок вытягивается в сторону зрителя не на ур®вне плеча, а значительно ниже.
Исходное положение ног: 6-я позиция. Исполнитель стоит лицом к зрителю.
Музыкальный размер: 6/8.
раз        Исполнитель выворотно переступает на месте, опускаясь на всю ступню правой ноги. Корпус резко поворачивается левым нлечом к зрителю и наклоняется на левый бок, голева наклоняется к левому плечу. Левая рука, акцентируя движение, резко вытягивается вниз, вдоль левого бока, кисть направлена ладонью «к себе», пальцы соединены. Правая рука, сгибаясь в локте, ладонью проводится поверх левой руки, от локтя — к левому плечу.
два      Пауза.
три      Левая нога опускается на полупальцы чуть позади правой ноги. Исполнитель поворачивается спиной к зрителю, перегибаясь в пояснице назад, в сторону зрителя. Кисть правой руки проводится под подбородком до правого плеча, пальцы соединены, ладонь направлена вниз.
четыре       Исполнитель переступает на месте, опускаясь на всю ступню правой ноги,
носок направлен в сторону зрителя. Корпус поворачивается правым плечом к зрителю и наклоняется на правый бок. Правая рука раскрывается в сторону зрителя и опускается вниз, кисть направлена ладонью вперед. Левая рука сгибается в локте и подводит кисть сбоку к локтю правой руки, ладонь направ лена вперед.
пять          Пауза.
шесть        Левая нога подставляется на полупальцы к середине стопы правой ноги. Корпус начинает поворачиваться левым плечом к зрителю, голова поворачивается к левому плечу. Руки переходят в начальное положение. Движение продолжается с той же ноги. «Чарх-мион» может повторяться без остановки
несколько раз подряд, с вращением в одну сторону: с правой ноги — вправо, с левой ноги — влево.

«Ч а р х» №5. Быстрые «ч а р х и» с продвижением по кругу.
Исполнитель делает правой ногой небольшой выворотный шаг вперед, затем подставляет левую ногу на полупальцы к правой ноге и -вращением на полупальцы левой ноги вы полняет полный поворот вправо. Ноги присогнуты в коленях.
Каждое вращение выполняется вправо с правой ноги. Если исполнитель находится лицом к центру круга, то «чарх» выполняется по кругу против хода часовой стрелки; если исполнитель стоит спиной в центр круга, то «чарх» выполняется по ходу часовой стрелки. Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 3/4.
раз      Исполнитель делает небольшой выворотный шаг правой ногой вперед, с акцентом опускаясь на всю ступню, колено присогнуто. Корпус наклоняется вперед и на правый бок, голова наклоняется к правому плечу.
два     Пауза.
три      Исполнитель подставляет левую ногу к правой ноге и вращением на полупальцах левой ноги выполняет полный поворот вправо, колено присогнуто. Пра вая нога слегка отделяется от пола, присогнутая в колене, с невытянутым подъемом. Корпус и голова в том же положении.
С началом следующего такта исполнитель делает шаг правой ногой вперед, продол жая вращение.
«Чарх» сопровождается вращением рук, скрещенных в запястьях (движение № 5). Этот же вид «чарха» может выполняться не на присогнутых ногах и сопровождаться движением рук № 9.

«Чарх» № 6. «Ч а р х-з о н у»— повороты на коленях.
В этом виде «чарха» исполнитель делает поворот на коленях, переступая с колена на колено и вращаясь на них.






Форма входа

Оглавление

Категории раздела

Новости от Пируeт.Инфо [5]
Все новости об изменениях в системе Пирует.Инфо

Наш опрос

Информации о каких танцах должно быть больше?
Всего ответов: 1093

Корзина

Ваша корзина пуста

Календарь

«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Снами сегодня

На сайте:
Сейчас на сайте: 3
Зрителей: 3
Пользователей: 0

Были:
  Rambler's Top100