Главная

Полезные ссылки

Женская Латина

Бальные туфли

Обувь для бальных и социальных танцев...
Народная обувь

Народные туфли

Характерная и народная обувь для танцев...

Узбекский танец. Позиции, положения и движения рук в ферганском танце.


ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ФЕРГАНСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА


Позиции, положения и движения рук в ферганском танце.

Руки в ферганском танце.
Руки - одно из основных выразительных средств ферганского танца. Движения рук в нем необычайно богаты и бесконечно разнообразны. Они импровизируются и варьируются самим исполнителем.
Особенно тонки, своеобразны и выразительны руки в женском танце Ферганы: плавные, мягкие, певучие, они как бы плетут бесконечный узор движений.
Наиболее характерны для женского ферганского танца плавные переходы рук из одного положения в другое, сопровождающиеся мягким узорчатым вращением кистей. С ними чередуются мягкие, волнообразные движения рук от локтя то вверх, то вниз, круговые движения одной рукой и двумя руками и другие, трудно поддающиеся описанию, но не менее выразительные движения.
В танцах, отображающих труд или быт узбекской женщины, движениями рук исполнительница с необычайной артистичностью в поэтической, танцевальной форме передает то сбор хлопка или размотку шелковых коконов, то шитье и вышивание, то умывание у ручья и расчесывание волос, то подкрашивание бровей «усмой» и подводку ресниц сурьмой.
В мужских танцах Ферганы руки более прямые, вытянутые в локтях, кисти. зачастую отогнуты, направлены ладонями «от себя», пальцами вверх. Переходы из одного положения в другое делаются более резко, в них нет той мягкости и волнообразности, которая так характерна для движений ферганской девушки.
И в мужских и в женских танцах зачастую применяются хлопки, т. е. удары в ладоши и прищелкивания.

Позиции рук в ферганском танце.


Исходная позиция.
Обе руки свободно по бокам опущены вниз, кисти слегка отогнуты, направлены ладонями вниз, закругленными пальцами в стороны.
1-я позиция.
Обе руки подняты вперед до уровня груди, локти слегка присогнуты, кисти отогнуты, направлены ладонями вперед, закругленными пальцами вверх.
2-я позиция.
Обе руки подняты в стороны, локти присогнуты и направлены вниз, кисти приподняты, направлены ладонями «от себя», закругленными пальцами вверх.


http://piruet.info/

3-я позиция.
Обе руки подняты вверх, локти закруглены и направлены в стороны. Кисти могут быть в разных положениях:
а) кисти отогнуты ладонями вверх, пальцы направлены друг к другу;
б) кисть одной руки отогнута и направлена ладонью вверх, кисть другой руки направлена ладонью вниз и пальцами лежит на ладони отогнутой кисти.


Положения рук в ферганском танце.


Свойственных ферганскому танцу положений рук чрезвычайно много. Здесь дается описание только некоторых, наиболее характерных положений.
1-е положение (женское).
Кисти лежат сбоку на талии, пальцы соединены. Указательный палец, направленный вперед, и большой палец, направленный назад, плотно лежат на талии, остальные пальцы и ладонь от корпуса чуть отведены.
2-е положение (женское).
Кисти рук или соединены кончиками средних пальцев, или сплетены в пальцах и находятся:
а) под подбородком исполнительницы, при этом ладони направлены вниз, локти подняты в стороны, кисти или прямые, или запястья несколько приподняты;
б) чуть выше правого плеча, кисть левой руки ниже кисти правой, приподнята пальцами вверх, ладонью направлена вправо, кисть правой руки опущена, ладонью направлена вправо, пальцами вниз, локоть левой руки направлен вниз, локоть правой руки поднят и направлен вправо.


http://piruet.info/

3-е положение (женское).
Правая рука от локтя до кисти лежит спереди на талии, кисть приложена ладонью с левого бока. Исполнительница как бы себя обнимает. Левая рука: а) находится или в исходной, или во 2-й, или в 3-й позиции; б) приложена от локтя до кисти сзади к талии тыльной стороной.
4-е положение (женское).
Правая рука поднята вверх, локоть закруглен и направлен вправо, кисть отогнута, направлена ладонью вверх, закругленными пальцами влево. Левая рука, согнутая в локте, находится в горизонтальном положении перед грудью исполнительницы, от корпуса отведена, кисть повернута ладонью «от себя», закругленными пальцами вправо.
В этом же положении рук исполнительница может выполнять прищелкивания.
Во время танца руки меняются направлениями.
5-е положение (женское).
Правая рука согнута в локте, кисть приложена к голове, закрывая ухо ладонью, пальцы направлены назад и вниз, локоть отведен вправо. Левая рука находится во 2-й позиции.
6-е положение (женское).
Кисть правой руки приподнята с мягко закругленными пальцами, находится перед подбородком исполнительницы, повернута ладонью влево, мизинец подведен к нижней


http://piruet.info/

губе, локоть опущен вниз. Кисть левой руки находится под локтем правой руки, локоть левой руки от корпуса отведен.
7-е положение (женское и мужское).
Правая рука от локтя до кисти приложена спереди к талии, кисть отогнута, направлена ладонью влево, закругленными пальцами вверх. Левая рука от локтя до кисти приложена сзади к талии тыльной стороной.
8-е положение (мужское и женское).
Одна рука находится в 1-й позиции, кисть отогнута, направлена ладонью «от себя», пальцами вверх. Кисть другой руки лежит сверху поднятой вперед руки на уровне локтя, как будто слегка подтягивает рукав халата, локоть присогнут и направлен в сторону.


http://piruet.info/

9-е положение (мужское).
Одна рука от локтя до кисти лежит сзади на талии тыльной стороной, другая рука - во 2-й позиции, кисть приподнята, направлена ладонью в сторону, пальцами вверх.
10-е положение (мужское).
Правую руку исполнитель кладет ладонью на грудь, иногда приоткрывая ворот рубахи, согнутый локоть направлен вправо. Левая рука поднята в сторону на уровне плеча, вытянута в локте, кисть или отогнута и направлена ладонью влево, пальцами вверх, или прямая, направлена ладонью вперед, соединенными пальцами влево. Корпус слегка наклонен вперед и вправо, голова повернута к правому плечу.
Это положение выражает полноту чувств исполнителя.

Комбинированные положения рук в ферганском танце.


В ферганском танце правая рука часто находится в одной позиции, левая в другой. Подобных комбинированных положений рук очень много, здесь приводятся два примера наиболее характерных сочетаний.
11-е положение.
Одна рука находится во 2-й позиции, т. е. поднята в сторону и чуть отведена назад, кисть отогнута, направлена ладонью «от себя», закругленными пальцами вверх. Другая рука находится в положении № 1, т. е. лежит сбоку на талии, согнутый локоть слегка направлен вперед.
12-е положение.
Правая рука находится в 3-й позиции, т. е. поднята вверх, локоть закруглен, кисть отогнута, направлена ладонью вверх, пальцами влево. Другая рука находится во 2-й позиции, т. е. поднята в сторону и чуть выдвинута вперед, кисть слегка отогнута, направлена ладонью «от себя», пальцами вверх.

Движения рук в ферганском танце.

Движение № 1. Вращение кистей рук.
Вращение кисти мол-сет выполняться одной рукой и одновременно двумя руками; в любом положении рук или при переходе из одного положения в другое. Вращение выполняется преимущественно «от себя».
Пример вращения кисти в ферганском танце «от себя».
Исходное положение: рука поднята в сторону, кисть отогнута, направлена ладонью «от себя», закругленными пальцами вверх, локоть закруглен.
Кисть поворачивается ладонью «к себе», причем пальцы остаются направленными; вверх, кисть опускается пальцами «к себе», потом вниз; кисть поворачивается пальцами вправо, тыльной стороной вперед; кисть поднимается закругленными пальцами вверх,, ладонью «от себя», т. е. возвращается в исходное положение.


http://piruet.info/

Вращательные движения кистей рук в ферганском танце выполняются мягко, плавно, узорчато, обычно в один поворот. Пальцы закруглены.
Движение №2. Переход рук из одного положения в другое с одновременным вращением кистей рук в ферганском танце.
Выполняя переходы из одной позиции в другую или из одного положения в другое, исполнители часто сопровождают этот переход мягким вращательным движением обеих кистей «от себя» в один поворот. Переходы эти бесконечно разнообразны. Как пример дается описание перехода рук из 1-й позиции во 2-ю позицию с одним вращательным движением кистей «ог себя».
Обе руки находятся в 1-й позиции, локти чуть присогнуты и опущены вниз, кисти отогнуты, направлены ладонями «от себя», закругленными пальцами вверх.
Движение начинается вращением кистей на «затакт» и заканчивается на счет «раз»..
Музыкальный размер: 2/4. затакт и Кисти поворачиваются ладонями «к себе», опускаются пальцами «к себе» »
вниз, одновременно локти поднимаются и раздвигаются в стороны.
раз     Руки раскрываются во 2-ю позицию. Одновременно кисти, заканчивая враща-тельное движение, направляются ладонями «от себя», пальцами вверх.
( и ), ( два),  ( и ), - пауза.
Движение № 3. Волнообразное движение кистей рук в ферганском танце.
Волнообразное движение кистей рук выполняется при мягком, плавном переводе рук: из стороны в сторону, причем руки слегка то опускаются, то приподнимаются. Особенно-характерно волнообразное движение при переводе рук из 1-й позиции попеременно то-вправо, то влево.
Исходное положение: 1-я позиция, кисти мягкие, направлены ладонями вниз, закругленными пальцами вперед.
На «затакт» руки переводятся вправо, одновременно локти сгибаются, запястья опускаются вниз, а кисти направляются пальцами вверх, ладонями вперед.
На начало такта (на счет «раз») руки, все еще двигаясь вправо, разгибаются в локтях,, запястья приподнимаются, кисти направляются пальцами вниз, тыльной стороной вперед-вправо.
Закончив движение вправо, руки по этому же принципу на конец такта начинают переводиться влево, на начало следующего такта, разгибаясь в локтях, вытягиваются вперед-влево.
Движение № 4. Из исходной позиции руки, спереди скрестившись в запястьях, раскрываются во 2-ю, затем поднимаются вверх в 3-ю позицию, и исполнитель делает хлопок над головой.
Музыкальный размер: 2/4.
раз              Руки, невысоко поднимаясь, спереди скрещиваются в запястьях, правая сверху, левая снизу.
и                 Руки снизу поднимаются в стороны во 2-ю позицию, локти свободны, кисти отгибаются, направляя ладони «от себя», закругленные пальцы вверх.
два             Руки поднимаются вверх в 3-ю позицию, локти закруглены. Кисть левой руки
отгибается, направляя ладонь вверх, пальцы вправо. Кисть правой руки поворачивается ладонью вниз, пальцами влево и ударяет сверху ладонью по ладони левой руки, делая хлопок.
 и               Пауза.
Движение № 5. Круговое движение одной рукой в ферганском танце.
Исполнитель делает перед собой круговое движение рукой, проводя руку из 2-й позиции в 3-ю и через 1-ю позицию во 2-ю.
Исходное положение: исполнитель стоит лицом к зрителю, правая рука во 2-й позиции, левая рука приложена сзади к талии тыльной стороной кисти.
Музыкальный размер: 3/4. :
затакт и            Правая рука из 2-й позиции поднимается в 3-ю позицию, локоть закруглен, кисть направлена ладонью вперед, пальцами вверх :
раз                    Правая рука опускается чуть левее головы, сгибаясь в локте, направляя его вниз; кисть отогнута, направлена ладонью влево, пальцами вверх.
и                       Правая рука, делая вращательное движение кистью «от себя» в один поворот, проводится через 1-ю позицию во 2-ю позицию.
два                   Правая рука раскрывается во 2-ю позицию, локоть свободен, кисть отогнуталадонью «от себя».
(и) ( три )  - Пауза.
( и )            Правая рука кладется сзади на талию тыльной стороной кисти. Левая рука поднимается через 2-ю позицию, повторяя движение правой руки на «затакт».
В женском танце это движение может выполняться в несколько измененном виде. Правая рука, как указано в раскладке, поднимается в 3-ю позицию, опускается левее головы, «о затем не переходит в 1-ю позицию, а тем же путем возвращается в первоначальное положение, т. е. через 3-ю позицию раскрывается во 2-ю позицию.


http://piruet.info/

Движение №6 (женское). Круговое движение соединенны микистями вокруг лица в ферганском танце.
Кисти, находятся в положении № 2, т. е. сплетены в пальцах и расположены чуть выше правого плеча, направлены тыльной стороной к щеке.
Руки, не разъединяясь в пальцах, делают круговое движение вокруг лица исполнительницы.
Музыкальный размер: 2/4.
раз          Локоть левой руки поднимается влево, локоть правой руки опускается вниз кисти, не разъединяясь, проводятся под подбородком до левого плеча,
и            Локоть и запястье левой руки поднимаются, кисти проводятся вдоль левой щеки.
два        Правая рука поднимается перед лицом исполнительницы и кисти, не разъединяясь, проводятся над головой исполнительницы вправо, согнутые локти обеих рук направлены в стороны,
и            Локоть и запястье левой руки опускаются со стороны правого плеча, кисти возвращаются в первоначальное положение. Движение выполняется плавно, слитно, без остановок на промежуточных положениях..
Движение №7. Поочередное раскрывание рук от плеча в сторону.
Из исходной позиции одна рука, сгибаясь в локте, поднимается вдоль корпуса до уровня плеча и раскрывается от плеча в сторону, затем, не сгибаясь в локте, сбоку опускается. Одновременно другая рука начинает то же движение.
Музыкальный размер: 6/8.
затакт и             Правая рука поднимается вдоль корпуса, сгибаясь в локте, проводя кисть, зажатую в кулак, по правому боку и доводя ее до правого плеча, локоть направлен вправо.
раз                     Правая рука раскрывается вправо на уровне плеча, разгибаясь в локте, разжимая кисть и направляя ладонь вверх, пальцы вправо.
( два ), ( три ) -  Правая рука, вытянутая в локте, опускается вниз в исходную позицию. Левая рука, сгибаясь в локте, поднимается, как на «затакт»,
четыре             Левая рука раскрывается в сторону, как на счет «раз».
( пять), ( шесть) -  Левая рука, вытянутая в локте, опускается вниз в исходную позицию. Правая  рука поднимается, как на «затакт».
Это движение рук обычно сопровождает вращательное движение исполнителя, носящее название «чарх» (см. ниже).
Движение №8. Игра с водой у ручья - ферганское движение.
Исполнительница сидит на коленях. Правая рука поднята вперед и чуть вправо, левая рука поднята в сторону и чуть отведена назад.


http://piruet.info/

В движении исполнительница кистью правой руки будто бы черпает воду у ручья, затем встряхивает кисть и смоченной ладонью проводит по волосам у правого виска.
Корпус слегка наклонен вперед и на правый бок. Голова наклонена к правому плечу и повернута лицом в противоположную сторону.
В последующие такты исполнительница может выполнять то же движение левой рукой, тогда корпус наклоняется на левый бок.
Движение № 9. Вышивание «доппё» (тюбетейки).
Исполнительница сидит на колене лев'ой ноги и вышивает тюбетейку, лежащую на «олене правой ноги. Левая рука придерживает тюбетейку.
Кисть правой руки опускается, пальцы делают движение, как бы пронизывая иголкой материю. Затем правая рука с легким вращательным движением проводится вправо, как «бы вытягивая нитку; кисть отгибается, направляя закругленные пальцы вверх, ладонь вправо. Корпус слегка наклонен вперед, голова сопровождает движение правой руки. Исполнительница смотрит на иглу, вышивающую узоры.

Движение № 10. Хлопки в ладоши в ферганском танце.
Хлопки в ферганском танце бывают нескольких видов.


http://piruet.info/

1-й вид хлопков. Перед плечом.)
Кисти обеих рук находятся п ред исполнительницей чуть выше правого плеча, локти приподняты и от корпуса отведены. В этом положении исполнительница делает хлопки в ладоши, причем после каждого удара кисти мягко разъединяются, закругляясь в пальцах.
Корпус повернут левым плечом вперед, голова направлена к левому плечу и задорно приподнята.
Хлопки можно выполнять также над левым плечом, соответственно меняется положение корпуса и головы.
2-й вид хлопков. Перед собой.
Руки находятся в 1-й позиции или несколько ниже, локти закруглены, кисти направлены пальцами вперед.
Обычно хлопок этого вида делается перед вращательным движением кистей и переводом рук в положение № 4.


http://piruet.info/

3-й вид хлопков. Над головой.
Обе руки находятся в 3-й позиции, локти закруглены. Кисть левой руки отогнута, направлена ладонью вверх, пальцами вправо. Исполнитель кистью правой руки сверху хлопает по ладони левой руки, направляя пальцы влево.
Движение № 11.  Прищелкивание.
Прищелкивание выполняется при помощи большого и среднего пальцев, причем средний палец, вначале приложенный к большому пальцу, затем соскальзывает с него и ударяется об его основание (подушечку). Прищелкивания могут выполняться в разных положениях и сочетаться с другими движениями.
а) Руки находятся в 1-й или во 2-й позиции. Одновременно с прищелкиванием кисти обеих рук приподнимаются.
б) Руки находятся в положении № 4: правая рука, присогнутая в локте, поднята над головой, левая рука, согнутая в локте, находится перед грудью. Голова наклонена к левому плечу и повернута вправо, исполнительница как бы выглядывает из-под поднятой руки. Руки меняются направлениями, одновременно прищелкивая на счет «раз» каждого такта, причем кисти поворачиваются .-тыльной стороной «к себе».
в) Прищелкивания выполняются одной рукой в любой из указанных позиций, тогда как другая рука находится в ином положении.







Форма входа

Оглавление

Категории раздела

Новости от Пируeт.Инфо [5]
Все новости об изменениях в системе Пирует.Инфо

Наш опрос

Для чего вы пришли на сайт?
Всего ответов: 510

Корзина

Ваша корзина пуста

Календарь

«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Снами сегодня

На сайте:
Сейчас на сайте: 1
Зрителей: 1
Пользователей: 0

Были:
  Rambler's Top100