Главная

Полезные ссылки

Женская Латина

Бальные туфли

Обувь для бальных и социальных танцев...
Народная обувь

Народные туфли

Характерная и народная обувь для танцев...

Узбекский танец. Позиции, положения и движения рук в хорезмском танце.


ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ХОРЕЗМСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА


Руки в хорезмском народном танце.
Положения и движения рук в хорезмском танце очень своеобразны и не похожи на движения рук в танцах других областей Узбекистана.
В противоположность плавности и мягкости рук ферганского танца в хорезмском танце, мужском и женском, рукам свойственны стремительные, чеканные движения с быстрыми переходами из положения в положение, с фиксацией конечной точки движения. Иногда рука исполнителя двигается, не сгибаясь в локте, что вовсе не допускается в Фергане.Кисти в хорезмских танцах также весьма своеобразны. Для кистей наиболее характерны следующие положения: 
а) кисти прямые, направлены ладонями вниз, 
б) кисти опущены пальцами вниз, как бы сброшены, упруги в запястьях, 
в) кисти отогнуты, направлены ладонями «от себя», пальцами вверх. 
Пальцы во всех этих положениях свободны или закруглены, средний палец может быть больше других опущен и приближен к большому пальцу. Иногда кисть то сжимается в кулак, то резко разжимается, разъединяя и вытягивая пальцы.
Во время танца кисти меняют свое положение, то отгибаясь кверху, то опускаясь вниз. Эти движения выполняются энергично, крепко, сильно. Движения рук в хорезмском танце иногда сопровождаются мелкой вибрацией, или «дрожью», которая называется «титратма»

Позиции рук в хорезмском танце.

Исходная позиция.
Обе руки опущены по бокам вниз, кисти или прямые, направлены ладонями «к себе»» пальцами вниз, или направлены пальцами назад, тыльной стороной вниз.
1-я позиция.
Обе руки подняты вперед, локти вытянуты, кисти или опущены, направлены пальцами вниз, тыльной стороной «от себя», средний палец больше других приближен к большому, или отогнуты, направлены ладонями «от себя», закругленными пальцами вверх.
2-я позиция.
Обе руки .подняты в стороны, локти вытянуты, кисти или прямые, направлены ладонями вниз, пальцами в стороны, или опущены, как бы сброшены, направлены пальцами вниз, ладонями «к себе», или отогнуты, направлены пальцами вверх, ладонями в стороны.


3-я позиция.
Обе руки подняты вверх, свободные в локтях, локти направлены вперед, кисти или опущены вперед, как бы сброшены, и направлены пальцами вниз, ладонями «к себе», или отогнуты, направлены ладонями вверх, пальцами назад.

Положения рук в хорезмском танце.

1-е положение.
Обе руки, согнутые в локтях, лежат тыльной стороной кисти сбоку на талии, локти слегка направлены вперед.
2-е положение (женское).
Кисти находятся на уровне правой и левой щеки и касаются кончиками средних пальцев низа щек на небольшом расстоянии одна от другой, ладони направлены вперед и слегка вверх, пальцы закруглены, локти направлены в стороны. В этом положении обычно выполняется легкий, чуть заметный рывок головой вперед и вверх.
3-е положение (женское).
Кисть правой руки находится под подбородком, приложенная к нему тыльной стороной, кисть прямая, пальцы направлены влево, локоть опущен, вниз. Кисть левой руки приложена тыльной стороной к локтю правой руки, как бы ее поддерживая, рука от кисти до локтя параллельна полу, локоть направлен влево. Руки могут меняться направлениями.


4-е положение (женское).
Обе руки подняты к голове, кисти приложены средними пальцами сзади к краю тюбетейки, как бы ее поддерживая, ладони направлены вперед и слегка вверх, локти в стороны.
5-е положение.
Обе руки подняты назад на уровне талии и несколько разведены, локти вытянуты, кисти повернуты ладонями одна к другой, пальцы свободны. Корпус наклонен вперед.
В таком положении исполнитель напоминает летящую птицу. Сходство дополняется еще тем, что обычно в этом положении кистями выполняется движение «титратма», напоминающее трепет крыльев птицы.


6-е положение.
Обе руки подняты вверх.
Левая рука находится между 3-й и 2-й позициями и слегка выдвинута вперед вместе с левым плечом, локоть свободен. Правая рука в 3-й позиции, слегка присогнута в локте.
Это положение имеет несколько разновидностей: 
а) обе кисти повернуты влево и как бы сброшены вниз, пальцы направлены вниз, кисть правой руки находится над головой исполнительницы; 
б) кисти отогнуты и направлены ладонями вверх, пальцами: правая - вправо и чуть назад, левая - влево; 
в) кисть одной руки опущена, кисть другой руки отогнута.
7-е положение (мужское).
Исполнитель, взявшись двумя руками за полы халата, на уровне опущенной вниз руки, отводит их в стороны, раскрывая халат.

Движения рук в хорезмском танце.


Движение № 1. Сбрасывание и отгибание кистей рук.
Обе руки находятся в 3-й позиции, локти свободны и направлены вперед. Кисти то круто опускаются вперед, пальцами вниз, тыльной стороной вверх и чуть вперед, фиксируя поло­жение, то резко и сильно откидываются пальцами назад, ладонями вверх. Все движение выполняется энергично, четко, сильно.
Это же движение кистей можно выполнять в 1-й позиции и в иных положениях рук, а также одной рукой, положив другую сбоку на талию.

Движение № 2. Сбрасывание и отгибание кистей рук в положении № 6.
Руки, находясь в положении № 6, переходят из направления влево в направление вправо, и наоборот, одновременно меняя положение кистей.
Исходное положение рук: левая находится между 3-й и 2-й позициями, правая в 3-й позиции, кисти сброшены влево (см. положение № 6а). При переходе слева направо руки сначала чуть выпрямляются в локте, затем легким рывком сгибаются и переводятся: левая.- в 3-ю позицию, а правая - в положение между 2-й и 3-й позициями № 66. Одновременно кисти меняют положение из опущенного в отогнутое. При переходе справа налево исполнители четко и чеканно сбрасывают кисти вниз и влево, фиксируя это положение.

Движение № 3. Четкие и короткие переводы рук, находящихся в 1-й позиции, из стороны в сторону.
Исполнитель находится лицом к зрителю, обе руки - в 1-й позиции, сильно вытянутые в локтях, кисти отогнуты ладонями «от себя», пальцами вверх, средний палец больше других приближен к большому.
Руки, все время находясь в 1-й позиции, чуть заметным рывком переводятся «перед собой» из стороны в сторону. С переводом влево кисти резко опускаются, как бы сбрасываются пальцами вниз, тыльной стороной «от себя», с переводом вправо кисти отгибаются пальцами вверх, ладонью «от себя».
Движение №4. «Титратма» - трепет.
Движение «трепета» рук бывает двух видов: в первом «трепещут» только кисти рук, во втором - вся рука.
1) Руки находятся во 2-й позиции, локти свободны, кисти направлены ладонями вниз, соединенными пальцами в стороны. В движении кисти мелко колышутся, «трепещут», чуть заметно направляясь к полу то со стороны мизинца, то со стороны большого пальца.
2) Руки находятся во 2-й позиции, локти присогнуты и направлены вниз, кисти подняты, направлены ладонями «от себя», закругленными пальцами вверх. Вся рука от плеча, локоть и кисть, не меняя положения, «трепещут» мелко и часто, легкой дрожью, направляясь «от себя» и «к себе».
«Титратма» должна выполняться очень тонко, мелкой, легкой, не напряженной дрожью, без видимого усилия. Это движение очень трудное, требующее длительной тренировки.

Движение № 5 (женское). Трепет крыльев.
Обе руки - во 2-й позиции, слегка то опускаются, то поднимаются, выполняя при этом «титратму» 1-го вида. Кисти прямые, ладони направлены вниз, пальцы в стороны.
Движение напоминает трепет крыльев парящей птицы. Корпус прямой, голова прямая. Особенно характерно это движение во время хода назад и медленного поворота на месте.

Движение № б (ж ейское). Круговое движение двумя руками.
Руки с прямыми кистями из 2-й позиции опускаются вниз, проводятся через исходную позицию, скрещиваются спереди внизу в запястьях, поднимаются, находясь в скрещенном положении, «перед собой» до уровня плеч, затем или раскрываются в стороны, во 2-ю пози­цию, кисти прямые, ладони направлены вниз, или проводятся, скрещенные, через 3-ю позицию, кисти направлены ладонями вперед, пальцами вверх, и раскрываются во 2-ю позицию. Во время всего движения кисти выполняют «титратму».

Движение № 7 (женское). Круговое движение одной рукой.
Левая рука находится в 1-й позиции, но слегка отведена влево. Правая рука, то сгибаясь, то разгибаясь в локте, описывает перед исполнительницей широкий круг в вертикальной плоскости.


Правая рука из исходной позиции, сгибаясь в локте, несколько отводится назад, затем поднимается, согнутая вперед, и вытягивается сверху в направлении кисти левой руки, делая как бы дугу, доводя кисть до запястья левой руки. Затем правая рука, вытянутая в локте, опускается и проводится спереди перед исполнительницей, делая как бы вторую дугу снизу, после чего, сгибаясь в локте, отводится локтем слегка назад. Из этого положения рука может начать движение сначала. Кисть правой руки выполняет движение «титратма».
Левая рука находится все время в одном положении, кисть или отогнута ладонью «от себя», или прищелкивает первым и третьим пальцами.

Движение № 8 (женское). «Сдувание».
Кисть правой руки зажата в кулачок и находится у подбородка исполнительницы, повернута со стороны ладони вверх, локоть опущен и находится перед грудью исполнительницы. Кисть левой руки с присогнутыми слегка пальцами повернута ладонью вверх, находится перед запястьем правой руки, согнутый локоть направлен вниз.
В движении исполнительница как бы сдуванием разжимает кулачки обеих рук, направляя пальцы вперед, ладони вверх. В танце руки меняются направлениями.

Движение № 9 (женское). «Срывание яблок».
Исполнительница двумя пальцами левой руки, большим и указательным, отгибает край халата перед грудью, ладонь направлена вперед. Правая рука поднята вверх и слегка отведена вправо, локоть закруглен, кисть направлена ладонью вверх, пальцами влево.
С началом 1-го такта исполнительница кистью правой руки делает вращательное движение «к себе» (в полоборота) и сжимает правую руку в кулак, как бы срывая яблоко, голова и взгляд направлены к правой руке. С началом 2-го такта правая рука с зажатой кистью, поворачиваясь пальцами «к себе», опускается к левой руке, которая в этот момент чуть оттягивает полу халата. Разжимая кулачок правой руки, исполнительница будто бы бросает яблоко за верхнюю полу халата. Голова и взгляд сопровождают движение кисти правой руки.

Движение № 10 (женское). «Передача яблок».
Кисть левой руки повернута ладонью вверх и приближена со стороны мизинца к корпусу на уровне груди, локоть приподнят и направлен влево. Кисть правой руки так же с ладонью, направленной вверх, находится чуть выше левой кисти, локоть направлен вправо.
В движении кисть правой руки легким и коротким рывком направляется вперед «от себя», как бы сбрасывая с ладони яблоко, и тут же возвращается обратно, но уже на место кисти левой руки, которая поднялась чуть выше.
На сильную долю следующего такта кисть левой руки проделывает такой же легкий и короткий рывок «от себя», повторяя движение кисти правой руки.

Движение № 11 (мужское). Обыгрывание халата в хорезмском танце..


Обе руки находятся в положении № 7, т. е. исполнитель двумя руками держит полы халата внизу, на уровне вытянутой руки. Руки отведены в стороны.  В танце поочередно то Правая, то левая рука, не 


отпуская халата, сгибается в локте, энергично подводится спереди к корпусу, приближая к себе полу
халата, другая рука, вытянутая в сторону, отводится назад, раскрывая другую полу халата. Когда сгибается в локте и проводится спереди правая рука, корпус поворачивается правым плечом вперед. Когда, сгибаясь в локте, проводится вперед левая рука, то корпус поворачивается левым плечом вперед. 

Движение № 12 (мужское). Бросок одной рукой.
Исполнитель стоит прямо перед зрителем, корпус наклонен на левый бок, голова повернута в сторону правой руки.
Правая рука поднята вверх, локоть согнут, направлен вправо, кисть зажата в кулак, направлена пальцами к зрителю и находится на уровне правого виска или чуть выше, но от головы отведена. Левая рука приложена сзади к талии тыльной стороной кисти.
Исполнитель сначала делает чуть заметное, вибрирующее движение кулачком правой руки «от себя» и «к себе», а затем резко разжимает кисть и отдаляет ее от себя, как бы что-то бросая вправо. Локоть во время броска слегка разгибается, но все же остается присогнут; кисть при броске направляется ладонью к зрителю, пальцами по направлению броска (см. рисунок хода № 5).
То же движение может выполняться левой рукой, положение корпуса и головы соответственно меняется.


Движение №" 13. Прищелкивание в хорезмском танце..
Кисть левой руки поднята вверх. Кисть правой руки приложена к кисти левой руки со стороны ладони так, что четыре пальца правой руки доведены до середины пальцев левой руки. Большой палец левой руки согнут и охватывает основание указательного пальца правой руки, крепко его придер­живая со стороны тыльной части кисти. Большой палец правой руки также согнут и лежит у основания большого пальца левой руки со стороны тыль­ной части кисти. Прищелкивание выполняется указательным пальцем правой руки путем соскальзывания с указательного пальца левой руки и удара о средний палец левой руки.

Руки во время прищелкивания могут находиться перед исполнителем или в 3-й позиции.









Форма входа

Оглавление

Категории раздела

Новости от Пируeт.Инфо [5]
Все новости об изменениях в системе Пирует.Инфо

Наш опрос

Информации о каких танцах должно быть больше?
Всего ответов: 1101

Корзина

Ваша корзина пуста

Календарь

«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Снами сегодня

На сайте:
Сейчас на сайте: 2
Зрителей: 2
Пользователей: 0

Были: irisha
  Rambler's Top100