Главная

Полезные ссылки

Женская Латина

Бальные туфли

Обувь для бальных и социальных танцев...
Народная обувь

Народные туфли

Характерная и народная обувь для танцев...

Грузинский танец. "Свла"— ход по кругу. ( Грузинские танцы ).




«Свла» ( ход по кругу ) в Грузинском народном танце.


«Свла» — ход по кругу — неотъемлемая часть грузинского танца как мужского,» так и женского.
В женском танце «свла» построен в основном на скользящих шагах. Исполнительница двигается вперед плавными мелкими шагами, слегка отделяя от пола пятки и бесшумно скользя по полу, корпус строго подтянут.
Длинное развевающееся платье, почти скрывающее ноги, создает впечатление, будто девушка плывет по кругу. Во время хода руки медленно, спокойно меняют положения и направления.
Мужские ходы более разнообразны.
В танце «Картули» ходы отличаются спокойствием, плавностью. Горделивой поступью и осанкой исполнитель-юноша демонстрирует свою собранность, подтянутость, мужест­венность, завоевывая одобрение зрителей и избранной им девушки.
В «мтиульских» (горских) танцах ходы весьма энергичны, темпераментны, поры­висты. В них шаги выполняются широко, твердо, динамично; встречаются прыжки, вскаки­вания на пальцы, повороты на коленях и другие технически сложные движения.
Ходы выполняются в большинстве случаев на музыкальный размер 6/8. Поскольку музыка идет в быстром темпе, в практике преподавания и постановки танцев счет ведется
на 2/4, как в такте с двумя триолями, -  иначе говоря, счет «раз» соответствует первой вось­мой, счет «два» - четвертой восьмой такта в 6/8.
В ходах №1,2, 3, 4, 5 движения приходятся на первую, третью и четвертую восьмую такта в 6/8 или же на первую восьмую, между второй и третьей восьмой и на четвертую восьмую того же такта, т. е.


Ходы из танца «Картули»

«Свла» № 1. «Садасриала»— скользящий ход.
Исполнитель делает шаг вперед с пятки на всю ступню, затем два коротких шага, проскальзывая на полупальцах.
Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 6/8.

(  РАЗ ,  ДВА , ТРИ ) -   Шаг правой ногой вперед, с пятки на всю ступню, колено свободно.
Небольшой шаг левой ногой вперед, проскальзывая на полупальцах, колено свободно.
( четыре ) - Небольшой шаг правой ногой вперед, проскальзывая на полупальцах, колено свободно.
( пять ,  шесть) -  Пауза. 

Ход продолжается с другой ноги.
Корпус подтянут, во время движения он не оседает и не поднимается. Голова чуть повернута к левому или правому плечу. У девушек глаза могут быть опущены вниз. Ход выполняется спокойно, плавно, величественно, но вместе с тем стремительно. Испол­нитель двигается вперед, плавно проскальзывая и не останавливаясь во время шага.
Для девушек во время хода характерно положение рук № 1, для юношей — положение рук № 7.

«Свла»№ 2. «С риала эргцеребзе»— скользящий ход на по­лупальцах.
В отличие от хода № 1, в этом ходе все шаги выполняются на полупальцах. Исполни­тель делает первый шаг не на всю ступню, а на полупальцы, следующие два коротких шага, проскальзывая на полупальцах. Ход выполняется и вперед и назад.

Корпус и положение рук, как в ходе № 1.

«С в л а» № 3. «У к у с в л а». Ход назад «в три удара» на полу­пальцах.
Ход выполняется небольшими шагами назад с ударом подушечкой стопы об пол на каж­дом шаге и с паузой после третьего шага. Перед ударом носок поднимается, колено не сгибается, при шаге стопа с ударом опускается на полупальцы.
Ход может выполняться несколько иначе (второй вариант): с большим продвижением назад; в этом случае первый шаг назад выполняется с ударом подушечкой стопы об пол, вторые два — с проскальзыванием назад на полупальцах.
Пример хода назад во втором варианте.
Исходное положение ног: 6-я позиция.
Музыкальный размер: 6/8

( раз , два ) Небольшой шаг правой ногой назад на полупальцы с ударом подушечкой стопы об пол, колено свободно.
                                             

1 Сриала — скользящий, сада—простой.
2 Церебзе — на пальцах, от слова «цери» — большой палец ноги; эргцеребзе — на полупальцах.

три     Проскальзывание на полупальцах левой ноги назад, колено свободно.
четыре     Проскальзывание на полупальцах правой ноги назад, колено свободно.
( пять, шесть ) - Ход продолжается с другой ноги: выполняется плавно, спокойно, по кругу и по пря­мой. Корпус подтянут. У девушек голова чуть повернута к правому или левому плечу, глаза могут быть опущены. У юношей голова гордо приподнята и слегка повернута к правому или левому плечу.
«Свла» №4. «Гвердзесвла»1 — боковой ход «в триудара» на по­лупальцах.
Все три шага этого хода выполняются не скольжением, а переступанием: перед каждым шагом носок поднимается вверх, при шаге стопа с ударом опускается на полупальцы. Колени свободны.
Исходное положение ног: 6-я позиция.
Музыкальный размер: 6/8.
раз           Правая нога отделяется от пола, поднимая носок вверх, и исполнитель делает
небольшой боковой шаг правой ногой вправо, опускаясь с ударом на полу­пальцы. Носок направлен вперед.
два           Левая нога с ударом подставляется на полупальцы около правой ноги по
6-й позиции.
три           Исполнитель делает небольшой боковой шаг правой ногой вправо, опускаясь
с ударом на полупальцы; носок направлен вперед.
четыре     Левая нога с ударом подставляется на полупальцы около правой ноги по
6-й позиции.
пять         Исполнитель делает небольшой боковой шаг правой ногой вправо, опускаясь
с ударом на полупальцы.
шесть       Левая нога с ударом подставляется на полупальцы около правой ноги по
6-й позиции.
Этот же боковой ход можно выполнять влево, начиная с левой ноги. Во время хода кор­пус подтянут, не поворачивается по ходу движения. Голова или направлена лицом к зри­телю, или повернута к тому плечу, в сторону которого двигается исполнитель.
Этот ход может выполняться вдвое медленнее, на два такта, тогда движения прихо­дятся на счет «раз», «три» и «четыре» каждого такта.

«С в л а» № 5. «Р т у л а» 2 — усложненный мужской ход.
Исполнитель делает шаг вперед на всю ступню, затем выдвигает вперед другую ногу на полупальцы, проскальзывая подушечкой стопы, и подтягивает ногу, сделавшую первый шаг, к ноге, находящейся на полупальцах.
Исходное положение ног: 6-я позиция.
Музыкальный размер: 6/8.

(раз,   два,  три, )     Шаг правой ногой вперед с пятки на всю ступню, колено свободно, носок направлен вперед. Пятка левой ноги отделяется от пола.
Левая нога, проскальзывая, выдвигается вперед на полупальцы, колено согнуто и направлено вперед, носок направлен вперед. 
четыре        Правая нога, проскальзывая на всей ступне, подтягивается к середине ступни левой ноги, колено свободно. Левая нога в том же положении. 
( пять, шесть)  -  Пауза.

Ход продолжается с другой ноги.
                                       
1 Гверди — бок.
2 Ртули — сложный.


Корпус подтянут, голова горделиво приподнята. В начале хода руки находятся в исход­ной позиции. Продолжая ход, исполнитель переводит руки в положение № 7, затем ме­няет направление рук, как бы делая восьмерку (движение № 5), иногда исполнитель засу-


чивает рукава. Движение рук выполняется свободно, без строгого согласования с движе­нием ног. Ход выполняется энергично, в медленном и в быстром темпе.


Мтиульские (горские) ходы.


«С в л а» № 6. Мужской ход «с а д а  м у х л у р и» .
Сделав шаг, исполнитель проскальзывает на той же ноге вперед, одновременно отделяя от пола другую ногу, согнутую в колене и подтягивая ее к опорной ноге сбоку чуть ниже колена.
Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4 или 6/8.
раз      Шаг правой ногой вперед с пятки на всю ступню, колено, свободно. Левая нога поднимается, согнутая в колене, колено направлено вперед, стопа с вытянутым подъемом подтягивается сбоку чуть ниже колена опорной ноги.
два     Исполнитель проскальзывает вперед на всей ступне правой ноги. Левая нога в том же положении. Ход продолжается с левой ноги. Корпус подтянут, голова приподнята.


«С в л а» № 7. «М у х л у р и з е х т о м и т».
Мужской ход с прыжком после каждого шага. Исполнитель де­лает шаг вперед на всю ступню, поднимая другую ногу вперед, затем делает прыжок на опорной ноге, резко сгибая работающую ногу. Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4 или */8.
раз       Шаг правой ногой вперед с пятки на всю ступню, колено свободно. Левая нога поднимается вперед на 45°, вытянутая в колене, подъем вытянут, но не напряжен.
два       Исполнитель с прыжком на правой ноге продвигается вперед и опускается на всю ступню правой ноги. Одновременно левая нога сильно сгибается, как бы под прямым углом, колено направлено вперед, подъем свободен. Ход продолжается с левой ноги и выполняется по кругу или по прямой. Корпус подтя­нут. Голова приподнята. Руки могут быть в движении № 7. Одновременно с шагом правой
«Села» № 6: «два».
                                            
1 Сада — простой, мухлури — коленный, от слова мухли — колено. 
2 От слов зевит — верх и хтома — прыгание, подскок.


ногой правая рука, сгибаясь в локте, приближается спереди до уровня груди; левая рука, чуть сгибаясь в локте, отводится назад. С шагом левой ногой руки меняются направле­ниями. Пальцы загнуты к ладони.
Движение выполняется четко, темпераментно, стремительно; темп медленный или быстрый.

«Свла» №8. Комбинированный ход «рбенмухлури зехтомит»1.
Разновидность предыдущего хода. Отличие его в том, что прыжок с подниманием ноги вперед выполняется после трех беглых шагов. Исходное положение ног: 6-я позиция.
Музыкальный размер: 2/4
или б/8. Движение занимает два такта.
1-й такт.
раз           Беглый шаг правой ногой вперед с пятки на всю ступню, колено свободно. 
два           Беглый шаг левой ногой вперед с пятки на всю ступню, колено свободно.

2-й такт.
раз      Беглый шаг правой ногой вперед, как в 1-м такте, Левая нога поднимается вперед, вытянутая в колене, подъем вытянут, но не напряжен.
два     Исполнитель, сделав прыжок на правой ноге, продвигается вперед и опускается на всю ступню, одновременно левая нога сильно сгибается. Ход продолжается с левой ноги и выполняется по кругу или по прямой. Во время шагов корпус наклоняется вперед, руки свободно опущены вниз. Одновре­менно с прыжком корпус подтягивается, руки переводятся в положение А1» 6; во время прыжка на правой ноге правая рука, сгибаясь, поднимается вперед до уровня груди, левая отводится назад; при прыжке на левой ноге направление рук меняется.

«Свла» № 9. «Ч д о м и л а ц е р е б з е» 2.
Мужской ход на пальцах, одна нога накрест другой. Ход выполняется небольшими шагами-переступаниями. Двигаться этим ходом можно назад и в сторону.
                                 
1 Рбена — бегать.
2 Чдома — скрещивать, церебзе — на пальцах.


Исходное положение: исполнитель стоит на пальцах, одна нога накрест другой: правая спереди, левая сзади.
Пример хода назад.
Музыкальный размер: 2/4 или 6/8.
раз        Небольшой шаг левой ногой назад на пальцы.
два       Правая нога подставляется на пальцы спереди накрест левой ноги.
Ход продолжается с левой ноги.
Когда ход выполняется вправо, правая нога находится впереди, накрест левой. Когда ход выполняется влево, левая нога находится впереди накрест правой. Ход может также выполняться на полупальцах.
Корпус подтянут, голова приподнята.
Когда ход выполняется назад, руки могут быть в положении № 8.
Когда ход выполняется вправо, руки находятся в положении № 7: кисть правой руки у «газырей», левая рука во 2-й позиции. Кисти обеих рук с пальцами, загнутыми к ладо­ням, могут одновременно с переступаниями на счет «раз» подниматься, на счет «два» опускаться.

«С в л а» № 10. Ход из танца «М х е д р у л и». «Ц е р д а к н е в ч а к в р а»1.
Исполнитель делает два беглых шага вперед на полупальцы и третий шаг вперед на пальцы с небольшой остановкой в фиксированной позе. Исходное положение ног: 6-я позиция.
Музыкальный размер: 2/или 6/8.
Движение занимает два такта.


1-й такт. 
раз    Исполнитель делает небольшой беглый шаг правой ногой вперед на полу­пальцы, отбрасывая невысоко назад левую ногу, согнутую в колене. Корпус слегка наклонен вперед.
два    Исполнитель делает беглый шаг левой ногой вперед на полупальцы, отбра­сывая невысоко назад правую, согнутую в колене. Корпусвтом же положении.
                                   
1 Даквеви — размах вниз, цердакнев — удар пальцами об пол.


2-й такт.
раз           Исполнитель делает третий беглый шаг правой ногой вперед на пальцы, выпрямляя колено, и задерживается в этом положении, фиксируя позу. .Левая нога, согнутая в колене, поднимается назад, чуть накрест правой. Корпус вып­рямляется и слегка наклоняется на правый бок. Голова поворачивается к пра­вому плечу; исполнитель через плечо смотрит назад, на стопу поднятой ноги. 
два        Пауза.
Движение продолжается с левой ноги.
Ход сопровождается движением рук № 9. При беглом шаге правой ногой поднимается вперед левая рука, при беглом шаге левой ногой — правая рука. Вставая на правую ногу на пальцы, исполнитель поднимает левую руку вверх, а правую отводит в сторону и назад, одновременно заканчивая движение рук вращением кистей «от себя». Выполняется движение сильно, четко, темпераментно, в быстром темпе.

«Свла» № 11. Мужской ход вперед, одна нога накрест другой, «Ч д о м и л а - ц и н с в л а».
Исполнитель делает шаг, подставляя другую ногу сзади накрест опорной, затем про­скальзывает вперед на одной ноге с резким поворотом корпуса то левым, то правым плечом вперед по ходу движения.
Исходное положение ног: 3-я позиция, правая нога впереди. Исполнитель стоит лицом к зрителю и двигается вперед.
Музыкальный размер: 2/4 или 6/8. Движение занимает два такта.

1-й такт.
раз        Широкий шаг правой ногой вперед на всю ступню, с небольшим приседанием, колено и носок направлены вперед. Корпус круто поворачивается пра­вым плечом вперед, голова переводится к правому плечу, лицом по ходу дви­жения.
два        Левая нога выворотно, как бы по 3-й позиции, подставляется сзади правой
ноги на полупальцы, колени согнуты.
2-й такт.
раз      Шаг правой ногой вперед на всю ступню, колено свободно. Левая нога отде­ляется сзади от пола, присогнутая в колене, подъем свободен. Корпус прямой.


два      Правая нога резко, с акцентом проскальзывает вперед на всей ступне, сгибаясь в колене. Левая нога, больше сгибаясь в колене, резко подтягивается к правой ноге, доводя стопу сзади до икроножной мышцы правой ноги, колено направлено вперед, подъем вытянут, но не напряжен. Корпус поворачивается левым плечом вперед, голова переводится к левому плечу.
Ход продолжается с левой ноги, выполняется по прямой или по кругу с резким поворо­том корпуса то правым, то левым плечом вперед по ходу движения.
Характерны руки в движении № 8. На счет «раз» 1-го такта одновременно с шагом пра­вой ногой обе руки подводятся к корпусу: правая — спереди, левая — сзади. На счет «раз» 2-го такта руки раскрываются в сторону во 2-ю позицию. На счет «два» кисти заканчивают движение вращением «от себя». Ход выполняется сильно и темпераментно.

«С в л а» № 12. «Ч д о м - х т о м и л а» 1.
Исполнитель делает правой ногой широкий шаг вперед, подставляет сзади левую ногу, подскакивает на левой ноге, сгибая и разгибая поднятую вперед правую ногу, затем перескакивает на правую ногу.
Исходное положение ног: 3-я позиция.
Музыкальный размер: 2/или 6/8.
Движение занимает два такта.
1-й такт.
раз           Широкий шаг правой ногой вперед на всю ступню, с небольшим приседанием, колено и носок направлены вперед. Корпус круто поворачивается правым плечом вперед, голова переводится к правому плечу.
( два, три ) - Пауза.
четыре    Левая нога выворотно подставляется на всю ступню сзади накрест правой ноги, колено согнуто, носок направлен влево.
пять        Пауза.
шесть      Правая нога поднимается невысоко вперед, колено и подъем свободны, носок
направлен вперед.

2-й такт. 
раз     Подскок на левой ноге, присогнутой в колене. Правая нога сгибается в колене.
подтягивая стопу спереди к левой ноге на уровне щиколотки.
два     Пауза.
три      Правая нога разгибается в колене и вытягивается невысоко вперед. Корпус
выпрямляется.
четыре         Перескок на правую ногу, колено свободно. Левая нога поднимается невысоко вперед, колено и подъем свободны. Корпус слегка поворачивается левым плечом вперед.
( пять, шесть )  -  Пауза.
Ход продолжается с левой ноги и выполняется по кругу или по прямой, сильно, тем­пераментно. Характерны руки в движении № 8.









Форма входа

Оглавление

Категории раздела

Новости от Пируeт.Инфо [5]
Все новости об изменениях в системе Пирует.Инфо

Наш опрос

Информации о каких танцах должно быть больше?
Всего ответов: 1095

Корзина

Ваша корзина пуста

Календарь

«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Снами сегодня

На сайте:
Сейчас на сайте: 1
Зрителей: 1
Пользователей: 0

Были:
  Rambler's Top100