Главная

Полезные ссылки

Женская Латина

Бальные туфли

Обувь для бальных и социальных танцев...
Народная обувь

Народные туфли

Характерная и народная обувь для танцев...

Грузинский танец. Руки в грузинском народном танце.


ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ГРУЗИНСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

РУКИ В ГРУЗИНСКОМ ТАНЦЕ.


Положения и движения рук в грузинском народном танце строго согласуются с характером испол­няемого танца. Они подчеркивают характер хода или другого танцевального движения, помогают раскрыть и усилить его художественное содержание.
Многим ходам грузинского танца соответствует определенное положение рук, которое иногда фиксируется на длительное время, например, пока исполнитель не пройдет половины круга по сцене.
Движения рук в этих случаях сводятся только к перемене положения рук из направления «вправо» в направление «влево» или наоборот.
Иногда положения и движения рук определяются взаимоотношениями танцующих. Девушка отстраняется и закрывается рукой от юноши, когда тот следует за ней. Она меняет положение рук, когда он хочет обойти ее и приблизиться с другой стороны. В свою очередь юноша меняет направление рук в зависимости от того, с какой стороны от девушки он находится.
Движения рук являются основой женского грузинского танца. Руки исполнитель­ницы — плавные, певучие. Переходы из одного положения в другое делаются медленно, мягко, спокойно и сопровождаются плавным и медленным вращательным движением кистей «от себя» и иногда — «к себе».
В мужских танцах руки более жесткие, крепкие, переходы выполняются более резко, четко, определенно, с точной фиксацией позы. Руки у юноши могут быть вытянуты, тогда как в женских танцах они закруглены. Движениями рук подчеркивается сила, собранность, гордость грузин-горцев. 
Положения рук в мужском танце часто бывают связаны с особенностями национального костюма. Рука кладется на рукоятку кинжала, подводится к «газырям» (патронташи, нахо­дящиеся на груди исполнителя справа и слева), обыгрывает рукав, папаху, полу «чохи». Иногда во время танца юноша придерживает край рукава приложенным к ладони средним пальцем, причем остальные пальцы также загнуты к ладони; отсюда происходит харак­терное для мужского танца положение кисти с пальцами, загнутыми к ладони.

Позиции рук в грузинском народном танце.

Исходная позиция.
Обе руки в грузинском танце по бокам свободно опущены вниз. У девушек кисти прямые, мягкие; у юношей кисти повернуты тыльной стороной к зрителю, пальцы загнуты к ладони.

1-я позиция.
Не характерна для грузинских танцев.
2-я позиция.
В чистом виде встречается в мужских танцах. Обе руки подняты в стороны, кисти направлены тыльной стороной вверх или вперед, пальцы загнуты к ладони.
В женском танце обе руки редко находятся во 2-й позиции, однако они проводятся через 2-ю позицию при переходе из одного положения в другое. Одна рука часто находится во 2-й позиции.
2-я позиция.
3-я позиция.


3-я позиция (мужская).
Обе руки подняты вверх и значительно разведены, локти присогнуты и направлены в стороны. Кисти с пальцами, загнутыми к ладоням, или повернуты тыльной стороной одна к другой и опущены в разные стороны, или отогнуты и направлены тыльной стороной вниз загнутыми пальцами одна к другой.

Положения рук в грузинском народном танце.

1-е положение (женское).
Левая рука поднята вперед и чуть влево так, что кисть находится на уровне лба, но на значительном расстоянии от лица, локоть закруглен и направлен влево, кисть приподнята и направлена: а) ладонью вправо, закругленными пальцами вверх, причем средний палец присогнут больше других, б) ладонью вперед, закругленными пальцами вверх. Правая рука находится во 2-й позиции, локоть слегка присогнут и направлен вниз, кисть прямая, направ­лена ладонью вниз, закругленными пальцами в сторону. Корпус,прямой. Голова слегка повернута к лево'му плечу.
Руки могут меняться направлениями.
2-е положение (женское).
Левая рука, согнутая в локте, находится перед исполнительницей на уровне груди, параллельно полу, от корпуса отведена, кисть прямая, находится перед правым плечом, направлена ладонью вниз, закругленными пальцами вправо, локоть направлен влево. Пра­вая рука во 2-й позиции, локоть слегка присогнут и направлен вниз, кисты прямая, направ­лена ладонью вниз, закругленными пальцами вправо.
Руки могут меняться направлениями.
Такое положение рук характерно для вращения на месте, при этом локоть согнутой руки опускается вниз, а кисти слегка приподнимаются.


3-е положение (женское и мужское).
Правая рука поднята в 3-ю позицию, локоть закруглен, направлен вправо. Левая рука находится во 2-й позиции.
У девушек: а) кисть правой руки отогнута и направлена ладонью влево и слегка вверх закругленными пальцами вверх, кисть левой руки отогнута, направлена ладонью вверх закругленными пальцами влево, б) кисть правой руки прямая, направлена ладонью влево закругленными пальцами вверх, кисть левой руки прямая, направлена ладонью вниз, за кругленными пальцами влево. Корпус подтянут и слегка наклонен на правый бок, голова при положении а) повернута к левому плечу и слегка приподнята, при положении б) повернута к правому плечу и слегка наклонена.
У юношей пальцы-обеих рук загнуты к ладони.
Руки могут меняться направлениями.
4-е положение (женское).
Обе руки опущены вниз, от корпуса отведены, локти чуть закруглены и направлены назад, кисти повернуты ладонями вперед, пальцы свободны, направлены вниз. Корпус под­тянут, голова приподнята.
5-е положение (мужское).
Левой рукой исполнитель придерживает ножны кинжала, висящего на поясе. Кисть правой руки с присогнутыми пальцами находится над рукояткой кинжала, ладонью к ру­коятке. Согнутые локти направлены в стороны, корпус подтянут.


6-е положение (мужское).
Правая рука, согнутая в локте, поднята вперед и находится перед грудью исполнителя параллельно полу, от корпуса отведена, локоть направлен вправо, кисть слегка опущена, пальцы загнуты к ладони. Левая рука, присогнутая в локте, находится сзади на уровне талии, от корпуса отведена, кисть направлена тыльной стороной к спине, пальцы загнуты к ладони. Корпус подтянут, слегка направлен левым плечом вперед, голова приподнята.
Руки могут меняться направлениями, соответственно чему меняется также положение корпуса.
7-е положение (мужское).
Правая рука согнута, кисть прямая, находится над правыми «газырями», направлена тыльной стороной вверх, пальцы слегка загнуты к ладони, локоть приподнят, направлен вправо.
Левая рука, вытянутая в локте, находится во 2-й позиции, кисть направлена ладонью вниз, пальцы загнуты к ладони.
Корпус подтянут, голова приподнята и слегка повернута к правому или левому плечу.
Руки могут меняться направлениями.


8-е п о л о ж е н и е (мужское).
Обе руки подняты вверх и как бы придерживают сверху по бокам папаху, согнутые локти направлены в стороны.
Корпус подтянут, голова приподнята или опущена и слегка повернута к правому или левому плечу.

9-е положение (мужское).
Правая рука находится в 3-й позиции, локоть слегка закруглен и направлен вправо, кисть, приподнятая над головой, повернута тыльной стороной влево, пальцы загнуты к ладони.
Левая рука отведена в сторону и слегка назад, локоть закруглен, кисть с пальцами, загнутыми к ладони, повернута тыльной стороной вперед. Корпус или прямой, или слегка наклонен на левый бок, голова — к левой руке.
Руки могут меняться направлениями.


Положения рук и расположение танцующих в массовых грузинских танцах.
10-е положение. «Ш е к р у л и»1  из танца «П е р х у л и».
Исполнители стоят рядом, лицом в круг, на расстоянии шага один от другого. Пра» вая рука каждого исполнителя лежит ладонью на левом плече исполнителя, стоящего справа.
Левая рука поднята влево и находится под правой рукой исполнителя, стоящего слева, как бы снизу поддерживая ее ладонью.
11-е положение. «К а м р у л и»2 из танца «П е р х у л и».
Исполнители стоят рядом, лицом в круг, на расстоянии шага один от другого. Правой и левой рукой каждый исполнитель держится сбоку за пояс рядом стоящих исполнителей справа и слева.
Руки скрещены.
12-е положение. «К о ш к у р и» 3 из танца «П е р х у л и» или «X о р у м и».
Исполнители стоят рядом, боком друг к другу, лицом в круг, и держатся за руки. Руки, согнутые в локтях под прямым углом, подняты вверх, локти отведены в стороны и нахо­дятся на уровне плеч, руки от локтя до кисти направлены вертикально вверх и тесно сом­кнуты у рядом стоящих исполнителей. В этом положении руки похожи на зубцы старинной башни.
13-е положение. Из танца «Хоруми».
Исполнители стоят рядом, боком друг к другу, и держатся за руки. Руки, вытянутые в локтях, или опущены, или подняты вверх. Корпус подтянут.
14-е положение. Из танца «Хоруми».
Исполнители стоят рядом, боком друг к другу. Корпус наклонен вперед, голова приподнята. Руки соединены, вытянуты в локтях и сильно подняты назад.

Движения рук в грузинском народном танце.

Движение № 1 (женское). Перемена н аправлений рук в 1-м положении.
Руки находятся в положении № 1: левая рука поднята вперед и чуть влево, кисть нахо­дится на уровне лба или левого глаза, правая рука - во 2-й позиции. Руки меняются направлениями, одновременно выполняя медленное и плавное вращение кистей «от себя», в один поворот.
Движение занимает два такта.
1-й такт.
Руки начинают медленно меняться направлениями, почти не сдвигая с места локти. Кисти поворачиваются ладонями «к себе», затем опускаются пальцами «к себе» и вниз.
2-й такт.
Левая рука раскрывается во 2-ю позицию, правая поднимается вверх до уровня лба. Одновременно кисти, продолжая вращение, поворачиваются пальцами «от себя» и возвра­щаются в исходное положение.

1 Шекрули — застегнутый, замкнутый.
2 От слова «камари» — пояс.
3 От слова «кошки» — башня.


Движение № 2 (женское). Перемена направления рук во 2-м положении.
Руки находятся в положении № 2 влево: правая рука, согнутая в локте, находится перед исполнительницей на уровне груди, левая—во 2-й позиции. Руки меняются направлениями, одновременно выполняя медленное плавное вращение кистей «от себя» в один поворот.
1-й такт
Обе руки поднимаются «перед собой» от локтя вверх, причем кисти направляются паль­цами вверх, ладонями «к себе» и поднимаются до уровня лица, оставаясь, однако, на значи­тельном от него расстоянии. Корпус прямой.
2-й такт
Правая рука переводится во 2-ю позицию, левая рука от локтя до кисти опускается перед исполнительницей на уровне груди. Одновременно кисти продолжают вращательное движение «от себя», т. е. опускаются пальцами «к себе», пальцами вниз, направляются пальцами «от себя». Руки, поменявшись направлениями, перешли в положение № 2 вправо. Голова может поворачиваться к левому плечу и слегка наклоняться. Движение, характерно для танца «Самая».


Движение № 3 (женское). Вращение кистей рук «к себе».
Правая рука'поднимается невысоко вверх, локоть закруглен, левая во 2-й позиции. Кисти рук выполняют вращательное движение «к себе»; приподнимаются пальцами вверх, ладонями «от себя», опускаются пальцами вниз, переводятся пальцами «к себе», поднимаются пальцами вверх, затем раскрываются, причем кисть левой руки слегка отогнута, направлена ладонью вверх, закругленными пальцами влево, кисть правой руки слегка отогнута, направлена ладонью влево и чуть вверх, закругленными пальцами вверх и чуть вправо. Корпус подтянут, голова приподнята и повернута к левому плечу. Исполнитель­ница смотрит на стоящего слева юношу, к которому плавно двигается боковым ходом. Движение характерно для танца «Картули».


Движение № 4 (мужское). Поднимание рук из исходной по­зиции в положение № 7.
В парном танце юноша, приближаясь к девушке, переводит руки из исходной по­зиции в положение № 7, причем левая рука подводится к «газырям», правая поднимается в сторону.
Обе руки из исходной позиции медленно поднимаются в стороны, во 2-ю позицию, при­чем левая рука поднимается быстрее, нежели правая; локти вытянуты, пальцы загнуты к ладони. Затем левая рука от локтя поднимается вверх и опускается до уровня «газырей» на левой стороне груди; кисть с пальцами, загнутыми к ладони, направлена тыльной сторо­ной вверх, согнутый локоть направлен влево. Когда левая рука опускается к «газырям», правая доводится до 2-й позиции и поворачивается тыльной стороной вперед или вверх.
Корпус подтянут, исполнитель смотрит на девушку, которая находится от него с правой стороны.
В индивидуальном танце юноша в начале танца во время хода выполняет то же движение, обычно подводя правую руку к «газырям», левую поднимая в сторону.


Движение № 5. Перемена направлений рук в положении №7.
Руки находятся в положении № 7: правая поднята в сторону, левая —у «газырей». Пальцы загнуты к ладони. В танце руки меняются направлениями, двигаясь одновременно и как бы описывая восьмерку.
Левая рука, согнутая в локте, от локтя опускается вниз, правая рука из 2-й позиции, сгибаясь, поднимается от ^локтя вверх, поворачиваясь ла­донью «к себе». Затем левая рука поднимается влево, локоть выпрям­ляется и рука переходит во 2-ю пози­цию, кисть все время повернута тыль­ной стороной вперед, правая рука сверху опускается до уровня «газы­рей» (на правой стороне груди), при­чем кисть направлена тыльной сто­роной вверх, согнутый локоть — вправо.


Характерная особенность этого движения в том, что руки двигаются одновременно: когда одна рука сверху подводится к «газырям», другая снизу раскрывается в сторону. Рука от локтя подводится к «газырям» обязательно сверху. Локти во время движения не смещаются.

Движение № б (мужское). Резкий перевод рук в положение № 7.

Руки на исходной позиции спереди скрещиваются в запястьях, затем с вращением кистей «от себя» в один поворот переводятся в положение № 7.
Руки находятся в исходной позиции. 
раз     Руки, не поднимаясь, проводятся вперед и скрещиваются в запястьях, причем  правая рука находится над левой, пальцы загнуты к ладони.
два     Руки, разъединяясь в запястьях, сгибаются в локтях, быстро поднимаются от локтя до уровня груди и с вращательным движением кистей «от себя» в один поворот переводятся в положение № 7, т. е. левая рука проводится во 2-ю по­зицию, правая подводит кисть к «газырям» с правой стороны груди. 
С началом следующего такта руки опускаются, скрещиваются, и все движение повто­ряется, но руки меняются направлениями: правая раскрывается во 2-ю позицию, левая под­водит кисть к «газырям».
Движение выполняется резко, четко, акцентируются два момента: когда руки спе­реди скрещиваются в запястьях и когда приходят в 7-е положение, заканчивая вращение кистей.

Движение № 7 (мужское). Перемена направлений рук в 6-м положении.
Руки — в положении № 6, т. е. левая рука, согнутая в локте, находится впереди, на уровне груди, правая — сзади, на уровне талии. В движении руки меняются направ­лениями: разгибаясь в локте, опускаются, проводятся через исходную позицию и поднимаются: правая рука — вперед, до уровня груди, левая — назад, до уровня талии.

Движение № 8 (мужское). Перевод рук из 2-й позиции в б-е положение и обратно.
Руки, то сгибаясь в локтях, приближаются к корпусу, одна спереди, другая сзади, то поднимаются во 2-ю позицию.
Исходное положение рук: 2-я позиция, пальцы загнуты к ладони. Музыкальный размер: 6/8
Движение занимает два такта.
1-й такт.
раз      Руки опускаются и через исходную позицию, сгибаясь в локте, поднимаются:
правая рука — спереди до уровня груди, левая рука — сзади до уровня та­лии (положение № 6). Локти направлены в стороны.
( два ), ( три), ( четыре), ( пять), ( шесть ) -  Пауза.

2-й такт .
раз   Руки опускаются и, вытянутые в локтях, через исходную позицию подни­маются в стороны, во 2-ю позицию.
(два), ( три), ( четыре), - Пауза.

Кисти, не разгибая пальцев, рывком делают вращательное движение «от себя» и тут же приподнимаются, также не разгибая пальцев.
( пять), ( шесть ) -  Пауза.

На «раз» следующего такта, переходя в положение № 6, левая рука поднимается вперед, правая — назад.
Движение выполняется четко, сильно, резко. Иногда исполнитель придерживает края рукавов средними пальцами и во время вращательного движения кистей забрасывает рукава на тыльную часть кисти.


Движение № 9 (мужское). Перемена направлений рук в по­ложении № 6 и переход в положение № 9.
Руки находятся в исходной позиции.

Музыкальный размер: 6/8. Движение занимает два такта.
1-й такт.

(раз), ( два ), ( три),    Руки поднимаются: правая — вперед, слегка сгибаясь в локте, левая — назад, свободная в локте (положение № 6).
( четыре), ( пять), ( шесть ) - Руки меняются направлениями через исходную позицию и поднимаются: правая — назад, левая — вперед.

2-й такт.
раз     Правая рука через исходную позицию поднимается перед собой вверх, левая отводится назад и влево (положение № 9). Одновременно кисти быстро выпол­няют вращательное движение «от себя» в один поворот. Корпус подтянут, го­лова поворачивается в сторону руки, отведенной назад.
( два ), ( три), ( четыре), ( пять), ( шесть ) -  Пауза.

Во время пауз положение рук фиксируется. Движение рук № 9 сочетается с ходом
10 из танца «Мхедрули».


Следующая страница.





Форма входа

Оглавление

Категории раздела

Новости от Пируeт.Инфо [5]
Все новости об изменениях в системе Пирует.Инфо

Наш опрос

Для чего вы пришли на сайт?
Всего ответов: 514

Корзина

Ваша корзина пуста

Календарь

«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Снами сегодня

На сайте:
Сейчас на сайте: 1
Зрителей: 1
Пользователей: 0

Были:
  Rambler's Top100