Главная

Полезные ссылки

Женская Латина

Бальные туфли

Обувь для бальных и социальных танцев...
Народная обувь

Народные туфли

Характерная и народная обувь для танцев...

Таджикский народный танец «Ракси чупон»

Таджикский танец «Ракси чупон»

«Ракси чупон» - мужской танец пастуха — построен на народных движениях южных районов Таджикистана. Танец воспроизводит образ смелого и мужественного пастуха, который с опасностью для жизни защищает стадо от нападения дикого зверя.
Помещенная здесь сценическая обработка танца выполнена народным артистом Таджикистана Гафаром Валамат-заде. Танец рассчитан на одного исполнителя. Вступление идет в медленном темпе, сам танец, состоящий из четырех фигур,— в быстром темпе.
Вечереет, слышна спокойная, медленная мелодия; это играет на флейте («най») молодой пастух, охраняющий свое стадо. Появляется пастух и садится у костра, мечтательно глядя на огонь. Теплый вечер так хорош! Вдруг пастух слышит жалобный крик испуганных живот­ных. Игра на флейте обрывается. Пастух встревоженно вскакивает, он чувствует, что его стаду грозит опасность. Быть может, это барс или другой хищник. Пастух мгновенно преоб­ражается. Он полон решимости и боевой отваги. Это уже не мечтательный юноша, а отваж­ный воин, бесстрашно вступающий в схватку с хищником. Ловко и умело орудуя палкой, он наносит сильные и меткие удары врагу; стремительными поворотами ускользает от лап разъяренного хищника. Враг побежден. Пастух с гордостью угоняет стадо.
Вступление. Выход пастуха. Музыкальный размер: 2/4http://piruet.info
Из последней кулисы справа, играя на флейте, медленно выходит пастух. На нем белая рубаха, подвязанная вместо пояса платком, за который заткнута полутораметровая палка, халат одет в рукав только на правую руку и свисает сзади от плеча.
1-й—12-й  такты     Пастух, играя на флейте, идет простыми шагами вдоль задника сцены до середины его. 
13-й—24-й             Повернувшись лицом к зрителю, продолжая играть на флейте, пастух идет по прямой к середине сцены, где будто бы разложен костер. 
25-й—36-й             Пастух медленно опускается на землю у воображаемого костра. Он опускается  на колено левой ноги и садится на ногу, правая нога остается на всей ступне, согнутое колено направлено вперед. Корпус повернут левым плечом к костру. Пастух глядит на огонь.

Тремоло на 4 такта. Тревога.
Встревоженный пастух вскакивает: он заметил зверя. Быстро скинув с правой руки халат, он отбрасывает его вместе с флейтой далеко в сторону и выхватывает из-за платка палку, взяв ее правой рукой за один конец. Затем, не теряя из вида зверя, который будто бы приближается из-за левой кулисы, и готовясь к схватке с ним, пастух спиной отбегает к последней правой кулисе и здесь останавливается спиной к зрителю в угрожающей позе: правая нога — на всей ступне, левая нога, присогнутая в колене,— позади правой на полу­пальцах. Левое плечо направлено к левой кулисе, голова повернута к левому плечу и при­поднята, взгляд устремлен на находящегося за левой кулисой зверя. Правая рука, держа­щая палку, воинственно поднята вверх, палка свободным концом направлена к правым ку­лисам по наклонной линии. Левая рука, согнутая в локте, с кистью, зажатой в кулак, лежит сзади на талии.
«Уфар» (быстрая часть). Музыкальный размер: 6/8.
1-я фигура. 18 тактов.
1-й—12-й              Исполнитель ходом № 1 двигается по кругу против часовой стрелки, акцентируя каждый шаг правой ногой. На «раз» каждого такта исполнитель делает широкое круговое движение правой рукой, сильно взмахивая палкой. Левая рука поднята вперед по ходу движения на уровне плеча, плечо выдвинуто вперед. Голова повернута к левому плечу. Юноша как бы гонит зверя. Сде­лав полный круг, исполнитель к концу 12-го такта останавливается у середины задника сцены, -лицом к зрителю и берет палку двумя руками за концы. 
13-й—18-й такты     Держа двумя руками палку над головой в горизонтальном положении, испол­нитель делает «чарх-мион» <№ 4 влево с правой ноги, с небольшим продвижением по прямой вперед, к зрителю.
Сделав шесть полных поворотов и дойдя примерно до центра сцены, исполни­тель на счет «четыре» 18-го такта резко опускается на колено правой ноги, выдвигая правое плечо вперед и слегка наклоняя корпус. Левая рука отпу­скает конец палки: обе руки скрещиваются перед грудью, палка остается в пра­вой руке, другой конец ее направлен вверх.

2-я фигура. 18 тактов.
1-й—3-й такты      Быстро поднявшись, пастух двигается к правому нижнему углу сцены, правым плечом к зрителю. На счет «раз» и «четыре» каждого такта исполнитель делает небольшой шаг правой ногой вперед, с акцентом опускаясь на всю ступню, колено все время присогнуто, одновременно левая нога выбрасывается невы­соко вперед по ходу движения, вытянутая в колене и подъеме. На счет «три» и «шесть» каждого такта левая нога, сгибаясь в колене, подставляется на полупальцы к середине стопы правой ноги. Руки подняты вверх и держат палку за концы. На счет «раз» каждого такта правое плечо чуть выдвигается вперед, левое отводится назад, на счет «четыре» правое плечо отводится назад, левое выдвигается вперед (движение плеч № 1).
4-й—6-й такты      Исполнитель резко поворачивается левым плечом к зрителю и двигается тем же ходом к левым кулисам с левой ноги, выбрасывая правую ногу невысоко вперед по ходу движения. Руки подняты вместе с палкой вверх. То левое, то правое плечо коротким рывком выдвигается вперед. Голова повернута к ле­вому плечу. На счет «четыре» 6-го такта исполнитель, повернувшись лицом к зрителю, останавливается у левого нижнего угла сцены. 
7-й—12-й             Исполнитель, делая «чарх-мион» № 4 с правой ноги влево, двигается по диаго­нали к правой кулисе. Держа палку правой рукой за один конец, исполнитель на счет «раз» каждого такта наносит удар перед собой, опуская руку до уровня плеча и направляя палку свободным концом вправо, параллельно полу, как бы отгоняя зверя; на счет «четыре» высоко взмахивает палкой над головой. Корпус и левая рука помогают движению. Когда правая рука опускается, левая рука сбоку поднимается вверх в 3-ю позицию, вытянутая в локте, корпус наклоняется направо, голова — к правому плечу. Когда правая рука поднимается, левая рука, не сгибаясь в локте, опускается сбоку, корпус накло­няется налево, голова переводится к левому плечу. За шесть «чархов» испол­нитель доходит до правых кулис.
13-й—18-й          Исполнитель двигается по кругу по часовой стрелке ходом № 1, акцентируя такты каждый шаг правой ногой. Палкой, находящейся в правой руке, пастух как бы защищается от нападения зверя. На счет «раз» правая рука, сгибаясь в локте, приближается к корпусу, причем локоть опускается перед грудью,, палка поднята вверх с наклоном вправо, голова резко поворачивается к левому плечу. На счет «четыре» правая рука, разгибаясь в локте, отводится вперед и вправо, палка опускается перед лицом исполнителя, свободный конец направ­лен влево и вниз. Голова резко переводится к правому плечу. Левая рука, сог­нутая в локте, лежит ладонью сбоку на талии.
К концу 18-го такта исполнитель доходит до середины задника сцены и пово­рачивается лицом к зрителю.

3-я фигура. 18 тактов.
1-й—3-й      Исполнитель тем же ходом № 1, акцентируя каждый шаг правой ногой, двигается по диагонали, к правому нижнему углу сцены. Корпус направленлевым плечом вперед по ходу движения, голова повернута к левому плечу и слегка приподнята. Правой рукой юноша делает широкое круговое движе­ние над головой, на счет «раз» каждого такта резко проводя палку перед собой. Левая рука вытянута в направлении правого нижнего угла сцены на уровне левого плеча. На счет «раз» каждого такта кисть вытягивается сомкнутыми пальцами в направлении правого угла сцены, на счет «четыре» сильно сжимается в кулак. Взгляд устремлен на кисть левой руки. На счет «четыре» 3-го такта исполнитель перехватывает палку левой рукой за другой конец.
4-й—6-й      Исполнитель тем же ходом № 1 с левой ноги двигается в направлении левого нижнего угла сцены. Корпус поворачивается правым плечом по ходу движе-
ния, голова переводится к правому плечу. Левая рука с палкой делает над. головой три круговых движения, кисть правой руки на счет «раз» резко вытя­гивается сомкнутыми пальцами вперед, на счет «четыре» сжимается в кулак.
7-й—12-й    Исполнитель делает шесть раз «чарх-мион» № 4 влево с правой ноги, двигаясь  от левого угла к центру сцены. Руки вначале раскрыты во 2-ю позицию (палка в правой руке), затем выполняют те же движения, что на 7-й — 12-й такты 2-й фигуры, а именно: на счет «раз» каждого такта правая рука вместе с палкой опускается сбоку вниз, как бы нанося удар, левая рука поднимается, на счет «четыре» правая рука поднимается, взмахивая палкой над головой, левая рука опускается сбоку вниз.
13-й—15-й   Схватив палку за оба конца, исполнитель делает три раза на месте «чарх»  № 3 с правой ноги в левую сторону. Закончив третий «чарх», на счет «четыре»-15-го такта исполнитель резко опускается на колено правой ноги, правым плечом к зрителю, левая нога на всей ступне, колено направлено вперед, кор­пус слегка наклоняется вперед. Палка остается в левой руке и поднята свободным концом вверх, правая рука резко вытягивается в направлении правого нижнего угла сцены, как бы на что-то указывая. Взор устремлен туда же.
16-й—18-й    Быстро вскочив, взявшись обеими руками за палку и подняв руки вверх, исполнитель делает на месте три «чарха» № 3 с левой ноги в правую сторону. На счет «четыре» 18-го такта исполнитель резко опускается на колено левой ноги, круто повернувшись левым плечом к зрителю. Палка остается в правой руке, поднятая свободным концом вверх, левая рука вытягивается в направ­лении левого угла сцены.

4-я  фигура. 18 тактов.
1-й - 6-й   такты         Быстро вскочив, исполнитель идет по кругу против часовой стрелки ходом  № 1 с правой ноги, левым плечом по ходу движения, акцентируя каждый шаг правой ногой. Палка находится в правой руке, на счет «раз» каждого такта руки, сгибаясь в локтях, приближаются к корпусу, локти опускаются вниз, палка направляется вверх. На счет «четыре» каждого такта руки, разгибаясь в локтях, разводятся в стороны, палка опускается перед собой на уровне груди. К концу 6-го такта исполнитель доходит до правого верхнего угла сцены и по­ворачивается лицом к зрителю.
7-й—12-й      Исполнитель, делая шесть «чархов» № 3 с правой ноги влево, двигается по  диагонали от правого верхнего угла до левого нижнего угла сцены. На счет «раз» каждого такта исполнитель переводит руки вперед в 1-ю позицию и пере­хватывает палку то левой, то правой рукой, держа ее за середину в вертикаль­ном положении; на счет «четыре» раскрывает руки в стороны во 2-ю позицию, отводя палку вместе с рукой то вправо, то влево, также в вертикальном поло­жении.
Последний «чарх» заканчивается резкой остановкой на счет «четыре» 12-го такта, одновременно исполнитель ударяет палкой, находящейся в правой руке, об пол, как бы поражая зверя.
13-й—18-й    Исполнитель, торжествуя, двигается по авансцене от левой кулисы к правой  ходом № 1 и уходит, как бы угоняя стадо, которое он спас. Обе руки под­няты в 3-ю позицию и чуть разведены в стороны. Пастух держит палку за сере­дину высоко поднятой левой рукой. Кисть правой руки направлена пальцами вверх и выполняет движение «ларзон». Левое плечо направлено вперед, голова горделиво приподнята и повернута к левому плечу.


Таджикский танец «ракси чупон» схема.










Форма входа

Оглавление

Категории раздела

Новости от Пируeт.Инфо [5]
Все новости об изменениях в системе Пирует.Инфо

Наш опрос

Информации о каких танцах должно быть больше?
Всего ответов: 1093

Корзина

Ваша корзина пуста

Календарь

«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Снами сегодня

На сайте:
Сейчас на сайте: 1
Зрителей: 1
Пользователей: 0

Были:
  Rambler's Top100